«Постановка певческого дыхания в процессе исполнения вокальных упражнений, произведений из репертуара».

Автор: Ляхова Наталья Александровна

Здравствуйте. Сегодня мы с вами познакомимся с различными упражнениями на певческое дыхание. Дыхание – это основа правильного и красивого звука. Певческое дыхание отличается от обычного дыхания прямой привязкой к ритму и темпу. Верным певческим дыханием является дыхание диафрагмальное, при котором плечи остаются в неподвижном состоянии. Певческое дыхание состоит из короткого бесшумного вдоха, задержки и равномерного выдоха. Давайте попробуем это сделать на примере упражнений.

Упражнения на дыхание:

Упражнение 1.

Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох,

считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем,

снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и

сдувается при выдохе (повторяем 5 – 7 раз).

Педагог:

-Теперь постараемся усложнить задачу.

Упражнение 2.

Повторяем упражнение 1 с наклоном вперед, кладем руки на поясницу.

Ощущение движение должно ощущаться и в этой области спины.

Педагог:

— Итак, мы определили область певческого дыхания. Теперь постараемся сделать так, чтобы нашего выдоха хватило как можно дольше.

Упражнение 3.

Представляем перед собой горящую свечу. Наша задача выдыхать так, чтобы

пламя свечи не потухло, и делать это как можно дольше.

Педагог:

— После того, как мы попробовали выполнить эти упражнения, мы можем приступить к закреплению этих навыков и на вокальных упражнениях.

 

Упражнение 4.

Спокойный,  равномерный  вдох  и  плавный выдох на согласные «ТЦЦ» (как

будто сдуваем шарик» с точкой). Счет на выдохе.

Упражнение 5.

На выдохе четко и громко проговаривать цифры «1,2,3,4,5». Упражнение

помогает включить дыхательную опору. Следить, чтобы дыхание было без

толчков.

Упражнение 6.

На выдохе проговаривать слог «да-да-да….»

Упражнение 7.

Проговаривать звуки «Ч-Ш-Щ-С», маршируя, затем эти же звуки

проговаривать  различными  длительностями (2 половинные, 4 четвертные, 8

восьмых, целая). Упражнения помогают почувствовать и сохранить тонус

дыхательной мускулатуры.

Упражнение 8.

Проговаривать  звук  «С….» на выдохе  как  можно дольше (как будто

сдувается шарик).

Упражнение 9.

Подышать как собачка.

 Упражнения на дикцию и артикуляцию.

Давайте повторим упражнения на дикцию и артикуляцию:

— «Улыбочка-трубочка-окошечко»

«Часики» (на улыбке кончик языка  перемещается влево-вправо»

— «Футбол» (рот открыт, язык упирается то в левую, то в правую щеку)

— «Мяч гоняем по полю» (круговые движения языка между губами и зубами)

«Качели» (рот открыт, кончик  языка поднимается вверх, доставая верхнюю

губу, затем вниз, доставая нижнюю губу).

— «Лошадка» (цокать языком, поочередно делая форму «улыбочки» и

«окошечка».

— «Птка, пткэ, птки, птко, птку»

2. Пение вокальных упражнений.

— Петь с закрытым ртом звук «Мммм» по ступеням секунды.

— «ма-мэ-ми-мо-му» петь на одном звуке

— петь слоги «Лё-ма-лё-ма-лё» по ступеням терции

— «би-би-би-Бо-би-би-Бо» по ступеням кварты

— «Зи-и-и-и-ма-а-а» по ступеням квинты

— «а-о-у-э, а-о-у-э» петь по ступеням гаммы вверх и вниз

— «Ми-я-а-а-а-а» по ступеням квинты (стаккато)

— А-О-У нисходящее движение по ступеням квинты (сглаженно)

— «Я пою, хорошо» вниз по ступеням трезвучия ТОЖЕ с твёрдым

языком

— «тви-ви-ви-ви-ви» по ступеням терции

— с закрытым ртом «тпру» по ступеням квинты

— «лё* лё-лё-лё* лё-лё-лё*лё-лё-лё* лё-лё-лё» (легко)

Работа над музыкальным произведением Ю. Верижникова «Верю в сказку».

Повторим музыкальное произведение Ю. Верижникова «Верю в сказку».

Составим исполнительский план:

-разбор ладовой структуры;

-тональности;

-выполнения членения на мотивы, периоды, фразы;

-была произведена работа над интонацией, дикцией вокальных звуков,

фразировкой, дыханием, звуковедением, ритмикой, динамикой;

-работа над исполнительским планом вокального произведения,

жестами, сценическим движением, элементами актерского мастерства.

Исполнение музыкального произведения: певческое дыхание, дикция, артикуляция, исправление ошибок.

(Выработка индивидуальной манеры исполнения)

Педагог:

— Итак, повторим, что же такое певческое дыхание и чем оно отличается от нашего повседневного (анализ пройденного материала).  Мне бы очень хотелось, чтобы упражнения, которые мы делали на уроке, повторялись и дома. Спасибо! До свидания.

 

Список литературы:

1. Сет Риггс. «Техника пения в речевой позиции». Москва, 2004г.

2. Бараш «Поэма о человеческом голосе». – Москва, 2005.

3. Л.Л. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности». Москва, 2008г.

4. Г. Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», Москва 1992г.

 

 

   

 

 

   

 

 
 
 

 

Начало формы

 

 

×
×