8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Пластилиновая анимация в развитии творческого потенциала детей»

Автор: Кондратьева Нюргуяна Николаевна

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Хатасский дом творчества «Ситим», ГО «город Якутск»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

«Пластилиновая анимация в развитии творческих способностей детей»

 

 

 

 

 

     

                                Выполнила: Кондратьева Н.Н.,

  педагог доп. образования

              МБУ ДО ХДТ «Ситим»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Якутск, 2023г.

Оглавление

 

Введение                                                                                                                                       3

1. Глава1. Теоретическая часть.                                                                                                   

1.1. Что такое анимация? История и виды анимации.                                                             5

1.2. Пластилин. История создания пластилина. Виды пластилина.                                       8

1.3. Пластилиновая анимация                                                                                                    10

2. Глава 2. Практическая часть

2.1. Мониторинг творческих способностей у обучающихся кружка

«Мультипликация и «Пластилиновая фантазия».                                                                   12

2.2. Эксперименты обучающихся для выявления лучшего вида пластилина для

создания героев будущего мультфильма.                                                                                 15

2.2. Создания пластилинового мультфильма вместе с обучающимися.                                17

Заключение                                                                                                                                  19

Использованная литература                                                                                                       20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Почти столетие назад появились первые мультфильмы, которые вызвали восторг у всех. С появлением современных технологий анимация становится одним из главных элементов мультимедиа проектов и презентаций, все чаще присутствует на интернет-страницах. Также анимация очень широко используется на телевидении. Например, многие телекомпании используют заставки, созданные с помощью компьютерной анимации.

Пластилиновая анимация, созданная сегодня, очень разнообразна, но, к сожалению, в связи с ростом возможностей компьютерных технологий в наше время пластилиновые мультфильмы крайне редко выходят на экраны.

Создание анимации из пластичных материалов – безусловно, весьма увлекательный процесс, причём, не только для детей, но и, зачастую, для взрослых. Для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста наиболее «удобным» представляется детский пластилин.

Актуальность: «Пластилиновая анимация» позволяет ребенку не только слепить персонаж, но и «оживить» его, сотворить свою сказку. Соединение традиционных предметов, техник, методов с новыми технологиями (техническими, компьютерными) позволяет привлечь наибольшее внимание современного школьника к искусству. Воспитание у детей любви и интереса к искусству — это важная составляющая развития духовной культуры, воспитания всесторонне развитого человека.

Цель: развитие творческих способностей обучающихся в процессе создания собственного мультфильма в технике пластилиновой анимации.                                                                                                           

Задачи:

— создание условий для развития творческого воображения и творческих способностей обучающихся;

— развитие мелкой моторики, координации, глазомера, развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового);

— обучение навыкам создания мультипликационных фильмов;

— вовлечение обучающихся в коллективную творческую деятельность;

— мониторинг развития творческих способностей и ЗУН по лепке обучающихся.

Новизна данной работы заключается в том, что обучающиеся сталкиваются с различными видами искусства — лепка, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, а также изучают и используют компьютерные технологии. Работая над мультфильмом, ребенок может быть в роли актера, сценариста, художника, аниматора или монтажера. Он может открыть для себя разные виды творческой деятельности и получить много новых знаний.

         Методы исследования

· теоретический анализ и изучение литературы;

· наблюдение за познавательной, творческой деятельностью обучающихся в процессе работы по созданию мультфильма;

· анализ результатов.

Создание сказочного мультфильма из пластилина очень заинтересовывает детей, мотивирует их вспомнить сказку, пересказать ее, лучше познакомиться с героями, понять ее мораль.

В процессе создания мультфильма из пластилина обогащается словарный запас, развивается связная речь, приобретаются навыки компьютерной грамотности, развивается мелкая моторика рук, аккуратность, развивается познавательная активность, образное и абстрактное мышление, воображение, умение выстраивать сюжетную линию, последовательность действий, происходит духовно-нравственное воспитание, развиваются навыки работы в команде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Что такое анимация? История и виды анимации.

 

Что же такое мультипликация? Это быстрая смена кадров с изменяющимися движениями. Причём чем менее заметными эти движения будут, тем плавнее получится мультфильм.

Мультипликация – это умножение, увеличение, возрастание, размножение — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой. Анима́ция (произошло от французского animation: оживление, одушевление) — западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (анимационный фильм и, в частности, мультфильм), а также семейство соответствующих технологий.

 Стремление человечества «оживить» рисунки мы находим в памятниках глубокой древности, когда первобытный художник изображал на камне различных животных и людей или занимался резьбой по дереву и кости. Яркую передачу движения находим мы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции — в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов и в рисунках, украшающих вазы.

 В XV в. — появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы (моменты) движения человеческой фигуры. Свёрнутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.

Оказывается, как давно люди начали изобретать способы оживления рисунков, добиваться впечатления движения при помощи неподвижных изображений. В Х-ХI вв.- в Китае появились теневые представления, которые были очень похожи на будущие мультфильмы, а в Европе распространены были забавные блокноты. На каждой страничке была нарисована одна и та же фигура в разных позах. Если книжечку листали быстро, фигурка начинала махать руками, скакать на лошади и так далее.

В средние века публику развлекали сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств. В фильмоскоп вставляли прозрачные пластины с рисунками и перемещали изображения. Такие аппараты называли «волшебным фонарем».

Дата 28 октября 1892 года считается началом анимационного кино. В Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал зрителям движущиеся картинки. Для каждого фильма Эмиль рисовал около полутора тысяч картинок. Оптический театр приобрёл популярность, так как зрители не только видели движение персонажей, но и слышали голоса и музыку [1].

Запись первого русского мультфильма была сделана в 1906 году. Александр Ширяев создал балетный танец кукол, сзади которых неподвижно застыли декорации. Владислав Старевич, продолжил эксперименты с созданием мультфильмов и снял в 1910 году кукольный фильм о жуках-рогачах и прекрасной Люкониде.

Уолт Дисней — классик мировой мультипликации. В 30-е годы его мультфильмы приобрели огромную популярность: «Бемби», «Белоснежка и семь гномов», «Пиннокио», «Сто один далматинец», мультсериалы о Микке Маусе с удовольствием смотрят дети и взрослые и в настоящее время.

В 1936 году в нашей стране была организована мультипликационная студия «Союзмультфильм». Всемирную известность получили мультипликационные шедевры: «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух», «Трое из Простоквашино», «Крокодил Гена», «38 попугаев». В 2003-м году мультфильм «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов.

В настоящее время в России самыми известными считаются студия «Пилот», студия «Мельница» и кинокомпания «Мастер-фильм». Существуют школьные студии по созданию мультфильмов в городах и сёлах.

Классификация мультфильмов на сегодняшний день достаточно велика, поэтому мы остановимся на наиболее приоритетных и известных.

Разделяют мультфильмы по странам-производителям:

  1. Американские (мультики Уолта Диснея);
  2. Французские (например, «Кошачий суп», «Мышиный хвост»);
  3. Японские (аниме) («Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо»);
  4. Россия (СССР) («Малыш и Карлсон», «Ну, погоди», «Иван царевич и Серый волк»);
  5. Чешские («Упс, ошибочка», «Кротик»);
  6. Немецкие («Белоснежка», «Послание»);
  7. Английские («Почтальон Пэт»).

По целям:

  • Образовательные (смысл заключается в следующем: мультики должны изменить знания, отношение или поведения смотрящих);
  • Развивающие (такие мультики направлены на развитие личности);
  • Воспитательные (моделируют систему поведения);
  • Обучающие (совершенствование знаний и их систематизация);
  • Познавательные (просветительная функция);
  • Ознакомительные;
  • Развлекательные;
  • Риторические (проблемные) (помогают задуматься над окружающими нас проблемными ситуациями). 

По технологическому процессу:

  • Рисованные. Первые мультипликационные фильмы были именно такими, так как они не требовали кинооборудования, поэтому появились задолго до появление кинематографа. В такой технике работала компания Уолта Диснея. Сейчас данный метод   в большинстве своем использует производство Японии.
  • Компьютерные.
  • Кукольные. Вперые появились в России. Известные мультики: «Чебурашка», «Варежка».
  • Пластилиновые. «Пластилиновая ворона».
  • Песочные. Использование любых сыпучих материалов.
  • Порошковые. 

По продолжительности:

  • Короткометражные (длительностью до 45 минут);
  • Полнометражные (более 45 минут).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Пластилин. История создания пластилина. Виды пластилина

 

Пластилин (итал. plastilina, от др. греч. здфыещы — лепной) —   материал для лепки. Ранее изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров, препятствующих высыханию. В настоящее время при производстве пластилина используют современные высокотехнологические материалы, окрашивают в различные цвета.

Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, является спорным. В Германии им считают Франца Колба (патент 1880 года), в Великобритании — Уильяма Харбута (патент 1899 года). Существует ещё одна версия создания пластилина, согласно, которой это вещество придумал Джо Маквикер. Первоначально пластилин должен был использоваться для очистки обоев от пятен. Родственница Маквикера, работавшая в детском саду, получив посылку с пластилином, показала его детям, которые по достоинству его оценили, и через некоторое время пластилин стал использоваться повсеместно, вытеснив глину, которой раньше отдавалось предпочтение. Этот пластилин сначала был белого цвета.  В 1955 году случился настоящий бум на пластилин. Благодаря большому спросу, Маквикер в 27 лет стал миллионером.

            Изготавливают пластилин из очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин.

Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета. Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе, практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев. Из пластилина можно лепить объемные модели, делать объемные картины, рисовать.

              Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

 Виды пластилина

 В мире существует несколько видов пластилина.  Вот основные из них:

 

Название

Свойства, состав

Классический пластилин

 

Он доступен и повсеместно распространен. Достаточно прочный – с поделками из него можно долго играть не опасаясь, что они развалятся. Из-за его свойств отдельные элементы легко соединяются между собой, образуя устойчивую композицию.

Растительный пластилин

 

В его состав входят пищевые красители и крахмал без примесей вредных химических элементов.

Шариковый пластилин.

     

Состоит из маленьких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями (крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе). Высыхает на воздухе в течение 24 часов.

Застывающий пластилин.

 

Мягкий, яркого цвета, застывает медленно, в течение суток.

Плавающий пластилин

   

Хорошо смешивается, не прилипает к рукам, не сохнет на воздухе.
Принимает любую форму, мнётся, тянется, светится и даже магнитится. Недостаток в том, что через некоторое время   первоначальную форму.

Флуоресцентный пластилин

 

Затвердевающий в процессе запекания в духовом шкафу. Становится мягким и пластичным в процессе разминания, Свечение в темноте после «зарядки» в 20-30 минут составляет 2-4 часа.

Восковый пластилин

 

Он действительно мягкий, легко разминается и подойдёт даже малышам, если они перестали тащить всё в рот. Но у него есть минус: для серьёзных конструкций он не годится, потому что детали будут прогибаться под собственным весом.

Профессиональный, скульптурный

Основа восковая. Бывает серого, оливкового или телесного цвета. Твёрдый, эластичный.

 

 

 

 

 

 

1.3. Пластилиновая анимация

 

Пластилиновая мультипликация — вид мультипликации, где фильмы делаются путем покадровой сьемки пластилиновых объектов.

Я нашла в Интернете много материала о создании первых рисованных и кукольных мультфильмах, но меня интересовала история создания пластилиновых мультфильмов. Работая над проектом, я узнала, что первые мультфильмы из пластилина были созданы в 1908 г. в США, когда компания Эдисона выпустила шуточный фильм под названием «Мечта уэльской гренки с сыром, сделанной скульптором». Автором сценария и самого мультфильма был Уинзор Мак-Кей. Популярность пластилиновой анимации возросла в 1916 г., когда Хелена Смит Дэйтон и Уилли Хопкинс выпустили серию мультфильмов на различные сюжеты. В дальнейшем Уилли выпустил еще более 50 пластилиновых мультфильмов. В 1921 г. появился мультфильм в серии братьев Флейшер «Из чернильницы» с использованием пластилиновых объектов. Однако с 1920-ых гг. популярность пластилиновой анимации упала в связи с развитием традиционной анимации. Ряд создателей мультфильмов получили Оскар за свои творения. Например «Закрыт по понедельникам» (1974) и «Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» (1992 г.) и др. Пожалуй, наиболее известные зарубежные мультфильмы, выполненные в пластилиновой технике – серия Невероятных приключений Уоллеса и Громита (с 1989 г.) и Побег из курятника (2000). Создатель мультфильмов — Ник Парк.

В нашей стране первый мультфильм, выполненный при помощи техники пластилиновой анимации, был снят в 1981 году. Автор — Александр Татарский. Его «Пластилиновая ворона» была создана по мотивам известной басни И. Крылова «Ворона и лисица». В 1983 году им же снят «Падал прошлогодний снег» по сценарию Сергея Иванова. В основе сюжета — забавная новогодняя сказка про глупого мужичка, отправившегося на поиски ёлки. Менее известны мультфильмы Гарри Бардина — Тяп-тяп маляры (1984), Брэк (1985), Серый волк энд Красная Шапочка (1990).

Вплоть до 90-ых годов в России не было студий, где аниматоры могли работать с пластилином и снимать шедевры. Поэтому пластилиновые мультфильмы создавались редко, причем в их основу была положена классическая или кукольная анимация.

Современная пластилиновая мультипликация представлена студией Максима Свиридова, которая занимается пластилиновыми мультфильмами с 1995 года. Руководит ею Максим Свиридов. На этой студии были отсняты рекламные ролики, заставки к передачам «Сам Себе Режиссёр», «Каламбур», «Улица Сезам», «Большой Вопрос», «Оба-на», «Хит-парпд-31», «Биз-тв», «Наш Горби», музыкальные клипы, как например «Веди себя хорошо», «Базар-Вокзал», «Заплатки», «Бахыт-Компот», «Апельсиновая роща», 25 минутный пластилиновый фильм-концерт «Бенефис», мульт-сериал «от Ильича до Кузьмича», который на данный момент является самым многосерийным российским анимационным фильмом, и состоит из 177 серий и много других работ, общий хронометраж которых сейчас составляет около 250 минут. В настоящее время в основном они работают по заказу различных фирм, снимая рекламные ролики. Они используют уникальные и самые современные технологии. Но мультфильмов для детей, к сожалению, не создают.

В пластилиновой анимации существует несколько техник:

·        перекладка: композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится *вертикально над стёклами. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются специальной, плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. Этот вид анимации используется для удобства анимирования персонажей. В этой технике был снят знаменитый фильм «Падал прошлогодний снег».

·        объёмная анимация: классическая пластилиновая анимация, схожая по принципу с кукольной анимацией — объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.

·        комбинированная анимация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации. В данном виде пластилиновой анимации основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Глава 2. Практическая часть.

2.1. Мониторинг творческих способностей у обучающихся кружка

«Мультипликация» и «Пластилиновая фантазия».

 

В начале учебного года был проведен мониторинг творческих способностей и познавательной активности обучающихся кружка «Мультипликация». Состав группы 10 человек (10-11 лет). Обучающимся было предложено задание на создание «Животного». Обучающиеся должны были придумать своего персонажа и слепить его из пластилина. Критерием оценивания являлась выразительность и красочность работы. Анализ результатов диагностики обучающихся показал: высокий уровень творческих способностей 4 человека (33%), 5 человек средний уровень (42%) и 3 человек (25%) – низкий уровень.

          

И так, анализ уровня творческих способностей и познавательной активности свидетельствовал о среднем уровне развития.

Второй мониторинг был проведен после пяти месяцев обучения в феврале. Обучающимся было дано задание слепит своего «Любимого персонажа». Персонаж мог быть из мультфильма, любимой игры или даже выдуманный самим ребенком. Критерием оценивания являлась красочность, изобретательность, уделение внимания деталям и эмоциям. Анализ результатов диагностики обучающихся показал: 6 человек (59%) – высокий уровень, 3 человека (31%) – средний уровень  и 1 человек (10%) – низкий уровень.

            

И так, анализ уровня творческих способностей и познавательной активности свидетельствовал о высоком уровне развития.

Для диагностики умений и навыков детей при лепке провела для обучающихся кружка «Пластилиновая фантазия» в количестве 15 человек (6-7 лет). Диагностика проводилась два раза: первая – октябрь, вторая – январь.

                                            

Вот некоторые приемы работы с пластилином:

·        Скатывание — формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, либо между ладонью и доской для лепки.

·        Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

·        Придавливание — нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцами.

·        Разрезание — при обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.

·        Раскатывание и вытягивание, работа пальцев — раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид можно с помощью пальцев.

·        Раскатывание цилиндра — прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатывайте его по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается.

·        Размазывание — надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Анализ проведенной диагностики в октябре показал средний уровень по всем трем направлениям. Только треть диагностированных обучающихся хорошо владеют приемами лепки и хорошо работают со стекой.

     

.

Анализ диагностики, проведенной в январе, показал улучшение по всем трем направлениям. Большинство детей научились пользоваться стекой, научились лепить разные формы. А результат развития творческих способностей, фантазии и владения основами анимации, можете увидеть, посмотрев мультфильмы «Теремок» и «Заяц добрая душа» созданный обучающимися кружка «Пластилиновая фантазия».                                            

 

 

2.2. Эксперименты обучающихся по выявлению лучшего вида пластилина для создания героев будущего мультфильма

 

            Пластилины бывают разные, разного состава, разного предназначения. В теоретической части я немного писала о видах пластилина. Мы вместе с обучающимися кружка «Мультипликация», решили выявить самый лучший пластилин для лепки наших героев. Потому что некоторые персонажи, которых мы слепили из неподходящего пластилина, в конце съемки расплываются или даже рассыпаются.

            Для начала мы купили 5 видов пластилина:

— классический (Фирмы «Луч»);         

— флуоресцентный;

— восковый;

— воздушный пластилин;

— тесто для лепки.                                                   

 

Еще мы попробовали приготовить 2 вида пластилин своими руками. Для этого мы нашли два разных рецепта в Интернете. Это «Умный пластилин» из клея ПВА и пластилин из муки.

Вот наблюдения, которые сделали мои обучающиеся.

1. Восковый пластилин:

цвета очень хорошо смешиваются между собой;

— персонажи получаются яркими, реалистичными;

— при лепке сильно липнет к рукам;

— на завтрашний день наш персонаж стал не пластичным, что не очень хорошо для съемки мультфильма.

2. Тесто для лепки:

— цвета между собой плохо соединяются;

— имеет специфичный запах;

— при лепке не липнет к рукам;

— персонаж получился очень хлипким, рассыпается даже до начала съемки мультфильма.

3. Классический пластилин:

— цвета между собой хорошо смешиваются;

— очень податливый;

— почти не липнет к рукам;

— персонаж получился реалистичным и пластичным.

4. Воздушный пластилин:

— очень мягкий, воздушный;

— приятно пахнет;

-много ярких цветов;

— не липнет к рукам;

— цвета между собой плохо соединяются, нужно приложить много усилия;

— на следующий день пластилин застыл.

5. Флуоресцентный пластилин:

— точно такой же, как и восковый пластилин;

— светится в темноте;

— цвета хорошо смешиваются;

— не липнет к рукам;

— очень яркие цвета.

6. «Умный пластилин»

— легко готовиться;

— очень пластичный;

— имеет сильный запах клея ПВА;

— цвета получились яркими, насыщенными

7. Пластилин из муки:

— этот пластилин похож на тесто для лепки;

— пластичный, но герои из него плохо лепятся;

— плохо держит форму;

— застыл на следующий день.

 

            Попробовав 7 разных пластилинов мы пришли к выводу, что самый лучший пластилин для наших будущих героев это классический пластилин фирмы «Луч». Только он подошел под все наши критерии. Флуоресцентный пластилин тоже очень хороший, но у него слишком яркие, ядовитые цвета, Поэтому мы решили, что не будем его использовать.     

2.3. Создания пластилинового мультфильма вместе с обучающимися

 

Во время лепки развивается мелкая моторика, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Во время создания пластилинового мультфильма, дети на практике попробуют разнообразные способы лепки (объёмная, плоская, из цельных кусков, из деталей). Также пластилиновая мультипликация направлена на сенсорное развитие, развитие личности ребенка, умение работать в команде, следовать правилам, формирование усидчивости. Неплохой набор, правда? Еще и фантазия развивается.

Особенность детской анимации заключаются в том, что она не так подробна и эстетична, как профессиональная. Зато она привлекает своей непосредственностью и детским взглядом на мир. Пусть она и проигрывает по техническому исполнению, в них присутствует специфика детства. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы максимально раскрыть творческое воображение ребенка и помочь его идеям, которые могут показаться взрослому абсурдными и нелепыми, воплотить в формате мультфильма.

Создание мультфильма в технике пластилиновой анимации у нас состоит из следующих этапов:

1 Определение общей идеи мультфильма. Сначала вместе с детьми обсуждаем сценарий будущего мультфильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – это способствует развитию познавательных компетенций.

2 Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария – это развитие речевого творчества связной речи, воплощение задуманного –это развитие планирующей деятельности обучающихся. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая, персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.

3 Изготовление персонажей и декораций для всех сцен мультфильма. Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т.д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности – пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.

4 Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.   

            5 Монтаж. Соединение кадров в мультфильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтируем с использованием специальных программ.

6 Озвучивание мультфильма. Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев.

7 Окончательная обработка мультфильма.

8 Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.

 

— «Три поросёнка».                                         https://youtu.be/JEVM-cVZMVA

— «Собака-друг человека».                             https://youtu.be/wI-E3nX1XDQ

— «Заяц добрая душа»                                     https://youtu.be/NX7jJjCxRS4

— Таал-Таал эмээхсин».                                   https://youtu.be/Snvzm-blKuA

— «Солнечная система»                                   https://youtu.be/MYRU6a0hSyg

— «Покорми птиц зимой».                               https://youtu.be/8NKi2sTHgnQ

— «Теремок»                                                     https://youtu.be/2g7tmeAl1ks

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, позволяющая решать ряд задач в рамках образовательной организации дополнительного образования.

В процессе работы над мультфильмом дети научились выступать в роли сценариста, художника, мультипликатора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело. Помимо этого, дети познакомились с историей искусств (в частности, мультипликации). Таким образом, результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что цели и задачи реализованы. Создание тематических мультфильмов в учреждении дополнительного образования позволяет в игровой форме расширить кругозор детей, развить их инициативность, развить творческие способности, воспитать эстетический вкус и нравственные качества личности.

Я считаю, что представленный мною педагогический опыт перспективен и может быть использован в массовой педагогической практике:

— во-первых, специальное оборудование, необходимое для создания мультфильма, доступно любому педагогу или родителю;

— во-вторых, пластилиновая анимация дает широкие возможности для активизации творческого потенциала, речевой активности и когнитивных процессов дошкольников;

— в-третьих, материал (пластилин) не требует больших материальных вложений.                                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

1. Анофриков П. И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П. И. Ануфриков. — Новосибирск, 2008 г.

2. Горичева В. С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 1998г.

3. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников/ М.: Палас, 2010.

4. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/

5. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей / Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. – Москва. ,1990 г.

 

Интернет ресурсы:

1.    https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/22880 Пластилин-это…Что такое пластилин?

2.    http://ped-kopilka.ru Учебно-методический кабинет. Как сделать мультфильм из пластилина?

3.    ru.wikipedia.org> История русской мультипликации-Википедия

4.   http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m  Проект пластилиновый мультфильм

5.  wikipedia.org Интернет- ресурс

 

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница