Мотивация обучающихся на начальном этапе изучения основного курса геометрии в средней школе

Автор: Куанышева Венера Узакбаевна

Мотивация обучающихся на начальном этапе изучения основного курса геометрии в средней школе

 

Основной курс геометрии в средней школе, как правило, начинается у обучающихся в 7 классе. Но в последнее время всё больше средних учебных заведений стараются прибегнуть к внедрению в процесс обучения пропедевтического курса геометрии. Это связано с тем, что уровень изучения геометрии в средних учебных заведениях, как правило, является очень низким. Почему так происходит? Обучающимся просто не интересен предмет геометрии.

Действительно, что может быть интересного в аксиомах, определениях, следствиях, теоремах и их доказательств, тем более, если не понимать для чего вообще это всё изучается. Самые распространённые учебники по геометрии для седьмого класса дают ответ на этот вопрос, на наш взгляд, мягко говоря, не достаточно полный. Приведём примеры из некоторых учебников.

Например, учебник для 7-9 класса Л.С. Атанасяна: «Дорогие семиклассники! Вы начинаете изучать новый предмет – геометрию. Что это такое – геометрия? Геометрия – одна из древнейших наук, она возникла очень давно, ещё до нашей эры.  <…> Зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые необходимо было выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. В результате этой деятельности появились и постепенно накапливались различные правила, связанные с геометрическими измерениями и построениями. Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей, а в дальнейшем сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур» [1, с. 3]. На этом всё. Дальше автор учебника уже начинает повторение геометрических понятий, изученных ранее в курсе математики, и рассказывает о новых понятиях таких, как «теорема» и «доказательство теоремы», которые будут изучаться на уроках геометрии. Таким образом, рассказывая о практической значимости геометрии обучающимся 7 класса, как о новом учебном, важно заметить, сложным для понимания и изучения, школьном предмете, автор учебника вполне уложился в один абзац. Да, содержание этого абзаца очень важно. Но, давая прочитать этот абзац обучающимся самостоятельно, учитель не должен быть уверен, что обучающиеся его прочитают, а если и прочитают, то поймут, о чём прочитали. Из опыта педагогов можем смело сказать, что поймут и усвоят эту информацию только единицы, в лучшем случае.

Приведём цитату из учебника для 7 класса В.Ф. Бутузова: «Вы начинаете изучать новый предмет – геометрию. Что это такое – геометрия? Для чего она нужна? Кратко можно сказать так: геометрия нужна для описания формы предметов, определения их размеров» [2, с. 4].

Заметим, что этот учебник новый, уже переработанный и улучшенный, нежели предыдущий. Но и здесь возникает огромное количество вопросов. Что может понять обучающийся из этих фраз? Что геометрия нужна для того, чтобы определять расположение фигур? Это всё равно, что сказать: «Мы считаем для того, чтобы посчитать». Но разве это есть мотивация к обучению? Что может быть интересного в расположении геометрических фигур? А в таких не понятных словах для обучающихся 7 класса словах как, например, «аксиома», «следствие» и прочие им подобные, с которых начинается основной курс геометрии в школе? Для чего, действительно, нужна геометрия? Для чего изучаются вообще все эти аксиомы, следствия, теоремы и прочее? Для объяснения этого обучающимся 7 класса необходимо отталкиваться отнюдь не от понятий геометрических фигур. Здесь нужно мотивировать учеников наиболее понятными для них словами.

Исходя из содержаний школьных учебников по геометрии, очевидно, что не только обучающую, но и мотивационную роль здесь должен взять на себя исключительно учитель (бывают случаи, когда этим занимаются родители, но, как правило, это со временем становится всё редчайшим и редчайшим событием). Перед изучением начальных геометрических сведений, на наш взгляд, просто необходима беседа с обучающимися. Она может быть следующего содержания.

Для чего вообще нужно учиться в школе? Конечно же для того, чтобы получить желаемую профессию, и не только. Также обучение развивает головной мозг, заставляет его думать и насыщаться знаниями. А уроки математики, в том числе и геометрии, как ни какие другие, заставляют искать связи между уже полученными знаниями, выстроить их в логический ряд и представить себе полную картину этого сложного структурированного мира, которой у обучающихся седьмого класса, скорее всего, пока нет.

Вместо чтения бессмысленного мотивационного текста учебника, пример которого мы приводили выше в статье, учителю можно сказать детям следующее: «Посмотрите в окно. Вы видите там дома, детские площадки? Что ещё вы там видите? Вы никогда не задумывались о том, как это всё устроено? Как это всё строится?» После таких вопросов необходимо дать возможность обучающимся подумать, может быть, они действительно никогда не задавались себе вопросом о том, как устроено всё, что их окружает.

Здесь очень важно донести до обучающихся саму суть и важность геометрии. Для того чтобы построить многоквартирный дом, необходимо производить математические расчёты, основанные на знаниях именно геометрии. Человек, отлично знающий геометрию, составляет и высчитывает проект каждого из домов, и если в таком проекте будут ошибки, то дом не получится в конечном итоге пригодным для проживания. Поэтому составление проектов домов доверяется только тем людям, которые очень хорошо знают геометрию и умеют считать. В ходе строительства домов на стройке всегда должен присутствовать человек, который обязан следить за чётким выполнением плана строительства. Такой план, как раз, и задаёт проект. Дом – это только пример. Таким примером может стать что угодно. Парты, которые стоят в обычном школьном классе, доска, стулья и многое другое. Сколько необходимо закупить материала для изготовления, например, парты? Это, безусловно, зависит от многого: форма парты, её размер, материалы и прочее. Материалами, чаще всего, занимается химия и физика – это уже другой вопрос. А вот размеры и формы предметов – это тоже геометрия. Иными словами, чтобы столяр изготовил стул или стол, ему необходимо посчитать, сколько нужно закупить материала, то есть нужно знать геометрию. Для того чтобы узнать сколько кубических метров бетона нужно залить для фундамента здания нужного размера, нужно знать геометрию. Это ещё далеко не полный список.

Геометрия используется даже при изображении картин. Для того чтобы изображённая картина была красивой необходимо соблюсти определённые пропорции: художники должны их знать, они же тоже обучаются такому мастерству. Если изображение не будет пропорционально, не будут соблюдены верные углы наклона, то такое искажение видно даже невооружённым глазом непрофессионала. Во избежание таких ошибок у художников им необходимо изучать геометрию.

Таким образом, в связи с отсутствием в самых распространённых учебниках для изучения геометрии достойного объяснения сути и важности изучаемого предмета, учителю необходимо всё брать в свои руки, необходимо заинтересовать обучающихся изучением предмета. Мотивация – прямой путь к успеху.

Список источников и литературы

1) Бутузов, В.Ф. Геометрия. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2010. – 127 с.

2) Атанасян, Л.С. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов [и др.]. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.

×
×