ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Автор: Киндеева Татьяна Сергеевна

Аннотация.  В статье анализируются проблемы психологии 

девиантного поведения. Отмечено, что в современных исследованиях 

отклоняющегося от нормы поведения личности фиксируется рост числа 

подростков с девиантными чертами характера. Будут рассмотрены 

аспекты, характеризующие проявление девиантных форм поведения, 

систематизированы данные исследований по определению девиантного 

поведения.

Ключевые слова: девиантность, девиантное поведение, 

подростки с девиантным поведением, подростковый возраст, 

социально-общественные нормы, девиантная психология.

Подростковый возраст — это время становления характера ребенка. 

Именно в этот период влияние социальной среды и ближайшего окружения 

оказывается с огромной силой.

В последние годы во всех сферах жизни общества (экономической, 

политической, духовной) и   в образовательном процессе происходят 

глобальные изменения. Особенно трудно в этот период подрастающему 

поколению. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность, 

духовная опустошенность, которые приводят к различным отклонениям в 

поведении, агрессивности, жестокости, росту алкоголизма, токсикомании, 

наркомании, вандализма.

Чрезвычайно важным для своевременного начала психологической 

работы является раннее выявление учащихся, склонных к девиантным 

формам поведения.   По данным официальной статистики, за последние 10 

лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 

года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к 

алкоголю составил 11 лет. Частота случаев выявляемого алкоголизма среди 

15-17 летних увеличилась на 70%, количество официально 

зарегистрированных наркоманий увеличилось в 4 раза, токсикоманий – в 3 

раза.     Поэтому проблема девиантного поведения подростков и молодых 

людей юношеского возраста – это одна из важнейших проблем современных 

образовательных учреждений.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от 

общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в 

определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное 

девиантное поведение приводит к применению обществом определённых 

формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или 

наказание нарушителя).

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели 

социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их 

достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться 

своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за успехом, 

богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а 

иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо 

преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое 

неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе 

ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, 

религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно 

борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности 

или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям.

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие 

его особенности и их проявления, которые обращают на себя внимание и 

настораживают родителей, учителей, воспитателей. Эти особенности 

поведения не просто говорят об отклонениях от общепринятых правил, но 

несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, 

социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой угрозу 

субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, 

обществу.

Причины лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия 

человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно 

является результатом конкретного стечения обстоятельств рождения и жизни 

человека.  Рассмотрим более подробно основные причины отклоняющегося 

поведения.

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков 

является неправильное воспитание детей и подростков в семье. «Трудный» 

подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем 

конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему 

внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. 

Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда 

с подростком случается беседа, обращается внимание на уклад жизни семьи, 

на ее мораль, на ее ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За 

внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных 

отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются 

ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого 

из них.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой 

проявления которых являются следующие варианты социальной 

дезадаптации:

1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, 

суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения 

психического и личностного развития, психическая депривация и 

психологический дискомфорт.

2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В 

основе — нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, 

деформация регуляции поведения, социальная дезаадаптация.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем 

не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, 

проявляющихся в различных формах и видах.

Виды и формы девиантного поведения проявляются во вредных 

привычках, пагубность которых подростки не всегда осознают.

Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие 

провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном 

порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с 

антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими 

и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко 

встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины чаще 

всего социальные — недостатки воспитания.

Бродяжничество. Первые побеги происходят в страхе наказания или как 

реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. 

Из всех факторов, способствующих уходу подростков из дома, главным 

является нездоровая семейная обстановка, плохое взаимопонимание с 

родителями. Также способствуют уходу из дома давление со стороны 

учителей, трудности и неудачи в школе. Побеги также возникают: как 

следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как реакция 

протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное 

внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания; 

вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки 

родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны 

товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой 

предшествует скука, тоска.

 Вандализм и граффити. Вандализм — одна из форм разрушительного 

поведения. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем 

интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в 

школе гораздо ниже, большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. 

В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, 

бессмысленным, немотивированным поведением. Часто мотивами 

вандализма выступают скука и желание развлечься, любопытство, поиск 

новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и 

опасностью.

Вандализм может выступать как средство самоутверждения, 

исследования возможности своего влияния на общество, привлечение 

внимания к себе Граффити — оригинальная форма проявления девиантного 

поведения среди подростков и молодежи. Относятся к тому виду 

разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими 

разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, 

представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные 

проявления девиантного поведения.

Аддиктивное поведение — склонности, пагубные привычки, азартные игры 

и увлечения, сквернословие. Одна из распространенных вредных привычек у 

подростков – курение. К нему они приобщаются из-за стремления подражать 

(считать себя) взрослыми

Алкоголизм – это болезнь, которая возникает на основе неумеренного 

употребления алкоголя, проявляется патологической зависимостью от него и 

другими расстройствами. В последнее время пьянство все шире 

распространяется среди подростков и юношей. Многие из них 

рассматривают пиво и другой алкоголь как обязательный атрибут 

развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и 

независимости. 

Наркомания. В научной литературе понятие наркотизм (наркомания) 

понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в 

потреблении наркотических или токсических средств. Психология объясняет 

наркотизм как форму «ухода» от житейских невзгод и конфликтов.

Отклонения сексуального поведения. У подростков недостаточно 

осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая 

идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном 

поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и 

замедленным созреванием. 

Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) 

довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего

это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и 

близкими, повышение влияния к своему здоровью.  

Суицид. От латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя 

жизни. Крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальное поведение — 

осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя 

жизни. Возраст существенно влияет на особенности суицидального 

поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый 

возраст. 

 

Подростковый возраст – как переходный период затягивается в 

основном из-за большого времени, требуемого для усвоения «взрослых 

ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится 

справляться с рядом задач развития, возникающих на этом этапе жизненного 

пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу 

различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное 

поведение.

 В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества 

интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому 

необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику 

девиантного поведения,  искать и разрабатывать более эффективные меры 

профилактики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Андреева Г.М.  Социальная психология  — М.: «Аспект-Пресс», 1997

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: «Питер», 2003

Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков./ Ю.Д. 

Бабаева,Н.С. Лейтес. – М.: Издательский центр „Академия“, 1996.

Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. – М.: 

РИЦК Социальное здоровье России, 1994.

Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, 

В.П.Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005.

Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы 

социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996.

Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося 

поведения.Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр 

Академия, 2004.

Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – 

М.:ТЦ Сфера, 2001.

Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / 

А.Г.Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968..

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: 

Просвещение,1989.

Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: 

Беларусь,1988.

Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у 

подростков /Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во 

„Речь“, 1998.

http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm

https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/7913/2016_627_talyp

ovaee.PDF?sequence=1&isAllowed=y

 

×
×