Автор: Киндеева Татьяна Сергеевна
Аннотация. В статье анализируются проблемы психологии
девиантного поведения. Отмечено, что в современных исследованиях
отклоняющегося от нормы поведения личности фиксируется рост числа
подростков с девиантными чертами характера. Будут рассмотрены
аспекты, характеризующие проявление девиантных форм поведения,
систематизированы данные исследований по определению девиантного
поведения.
Ключевые слова: девиантность, девиантное поведение,
подростки с девиантным поведением, подростковый возраст,
социально-общественные нормы, девиантная психология.
Подростковый возраст — это время становления характера ребенка.
Именно в этот период влияние социальной среды и ближайшего окружения
оказывается с огромной силой.
В последние годы во всех сферах жизни общества (экономической,
политической, духовной) и в образовательном процессе происходят
глобальные изменения. Особенно трудно в этот период подрастающему
поколению. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность,
духовная опустошенность, которые приводят к различным отклонениям в
поведении, агрессивности, жестокости, росту алкоголизма, токсикомании,
наркомании, вандализма.
Чрезвычайно важным для своевременного начала психологической
работы является раннее выявление учащихся, склонных к девиантным
формам поведения. По данным официальной статистики, за последние 10
лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4
года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к
алкоголю составил 11 лет. Частота случаев выявляемого алкоголизма среди
15-17 летних увеличилась на 70%, количество официально
зарегистрированных наркоманий увеличилось в 4 раза, токсикоманий – в 3
раза. Поэтому проблема девиантного поведения подростков и молодых
людей юношеского возраста – это одна из важнейших проблем современных
образовательных учреждений.
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от
общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в
определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное
девиантное поведение приводит к применению обществом определённых
формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или
наказание нарушителя).
Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели
социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их
достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться
своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за успехом,
богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а
иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо
преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое
неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе
ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам,
религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно
борющихся против общества, внутри которого находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности
или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям.
Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие
его особенности и их проявления, которые обращают на себя внимание и
настораживают родителей, учителей, воспитателей. Эти особенности
поведения не просто говорят об отклонениях от общепринятых правил, но
несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных,
социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой угрозу
субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям,
обществу.
Причины лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия
человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно
является результатом конкретного стечения обстоятельств рождения и жизни
человека. Рассмотрим более подробно основные причины отклоняющегося
поведения.
Одной из основных причин отрицательного поведения подростков
является неправильное воспитание детей и подростков в семье. «Трудный»
подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем
конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему
внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза.
Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда
с подростком случается беседа, обращается внимание на уклад жизни семьи,
на ее мораль, на ее ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За
внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных
отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются
ведущими, непосредственными факторами формирования личности каждого
из них.
Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой
проявления которых являются следующие варианты социальной
дезадаптации:
1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное,
суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения
психического и личностного развития, психическая депривация и
психологический дискомфорт.
2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В
основе — нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность,
деформация регуляции поведения, социальная дезаадаптация.
При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем
не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления,
проявляющихся в различных формах и видах.
Виды и формы девиантного поведения проявляются во вредных
привычках, пагубность которых подростки не всегда осознают.
Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие
провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном
порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с
антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими
и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко
встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины чаще
всего социальные — недостатки воспитания.
Бродяжничество. Первые побеги происходят в страхе наказания или как
реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип.
Из всех факторов, способствующих уходу подростков из дома, главным
является нездоровая семейная обстановка, плохое взаимопонимание с
родителями. Также способствуют уходу из дома давление со стороны
учителей, трудности и неудачи в школе. Побеги также возникают: как
следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как реакция
протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное
внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания;
вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки
родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны
товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой
предшествует скука, тоска.
Вандализм и граффити. Вандализм — одна из форм разрушительного
поведения. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем
интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в
школе гораздо ниже, большинство вандалов находятся в кризисной ситуации.
В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным,
бессмысленным, немотивированным поведением. Часто мотивами
вандализма выступают скука и желание развлечься, любопытство, поиск
новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и
опасностью.
Вандализм может выступать как средство самоутверждения,
исследования возможности своего влияния на общество, привлечение
внимания к себе Граффити — оригинальная форма проявления девиантного
поведения среди подростков и молодежи. Относятся к тому виду
разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими
разновидностями вандализма и насильственными преступлениями,
представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные
проявления девиантного поведения.
Аддиктивное поведение — склонности, пагубные привычки, азартные игры
и увлечения, сквернословие. Одна из распространенных вредных привычек у
подростков – курение. К нему они приобщаются из-за стремления подражать
(считать себя) взрослыми
Алкоголизм – это болезнь, которая возникает на основе неумеренного
употребления алкоголя, проявляется патологической зависимостью от него и
другими расстройствами. В последнее время пьянство все шире
распространяется среди подростков и юношей. Многие из них
рассматривают пиво и другой алкоголь как обязательный атрибут
развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и
независимости.
Наркомания. В научной литературе понятие наркотизм (наркомания)
понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в
потреблении наркотических или токсических средств. Психология объясняет
наркотизм как форму «ухода» от житейских невзгод и конфликтов.
Отклонения сексуального поведения. У подростков недостаточно
осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая
идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном
поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и
замедленным созреванием.
Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии)
довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего
это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и
близкими, повышение влияния к своему здоровью.
Суицид. От латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя
жизни. Крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальное поведение —
осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя
жизни. Возраст существенно влияет на особенности суицидального
поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый
возраст.
Подростковый возраст – как переходный период затягивается в
основном из-за большого времени, требуемого для усвоения «взрослых
ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится
справляться с рядом задач развития, возникающих на этом этапе жизненного
пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу
различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное
поведение.
В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества
интерес к проблеме девиантного поведения значительно возрос. Поэтому
необходимо более тщательно исследовать причины, формы, динамику
девиантного поведения, искать и разрабатывать более эффективные меры
профилактики.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология — М.: «Аспект-Пресс», 1997
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: «Питер», 2003
Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков./ Ю.Д.
Бабаева,Н.С. Лейтес. – М.: Издательский центр „Академия“, 1996.
Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. – М.:
РИЦК Социальное здоровье России, 1994.
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П.Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005.
Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы
социальной защиты / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996.
Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося
поведения.Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр
Академия, 2004.
Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. –
М.:ТЦ Сфера, 2001.
Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения /
А.Г.Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968..
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.:
Просвещение,1989.
Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск:
Беларусь,1988.
Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у
подростков /Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во
„Речь“, 1998.
http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm
https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/7913/2016_627_talyp
ovaee.PDF?sequence=1&isAllowed=y