Автор: Екатерина Васильевна Жабина
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе
«Устное народное творчество. Потешки»
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.
Задачи: 1. Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.
2. Формировать связную речь детей (описание игрушки).
3. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки и желание читать ее вместе с воспитателем.
4. Формировать интонационную сторону речи.
5. Развивать представление об окружающем.
6. Развивать общую и мелкую моторику детей.
Оборудование: мягкая игрушка – кот, платок, миска, пакет молока, маски – мыши, баранки.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня гости пришли. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные.
Ребята, а вы хотите в гости отправится?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы отправимся в гости к бабушке. А поедем мы на лошадке. Чтобы к бабушке ехать было веселей, будем рассказывать потешку.
Дети имитируют движения лошадки, идут за воспитателем.
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
В старом лопаточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму
Бух!
Воспитатель: Вот, мы и приехали к бабушке. Посмотрите, она встречает нас. (Воспитатель надевает на себя платок). Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь на стульчики. Я очень рада, что вы приехали ко мне в гости. Посмотрите, кто у меня живет?
Дети: Кот.
Воспитатель: Да, это кот. Зовут его Васька.
Описание игрушки
Воспитатель задает детям вопросы:
1. Кот-Васька большой или маленький? (большой)
2. Какая у кота шерсть? (пушистая, мягкая)
3. Каким цветом? (белая, рыжая)
4. Какие ушки у него? (маленькие)
5. Какой хвостик? (длинный, пушистый)
6. Где живет? (дома, у бабушки).
Воспитатель и дети гладят кота, и воспитатель читает потешку.
Воспитатель: Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы —
Удивительной красы-показывают усы.
Зубки белые-показывают зубки.
Глазки смелые-показывают глаза.
Воспитатель: Мы котика погладили, и он замурлыкал: «Мур-мур-мур». Как кот мурлыкает?
Как кот мяукает? Мяукает котик-Васька, хочет попить молочка. Давайте, нальем ему молока.
Покормили мы кота-Ваську, молодцы. Ребята, а вы видели, как коты и кошки умываются после еды.
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте, все вместе покажем нашим гостям.
Пальчиковая гимнастика «Котята»
Воспитатель: Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)
Котята наперегонки.
Воспитатель: Попил котик молочка, умылся. А теперь он хочет поиграть с вами. Вы сейчас превратитесь в мышек. Будете от кота убегать, а он будет вас догонять. (Воспитатель надевает на детей маски мышат).
Подвижная игра «Кот и мыши» (Дети – «мышата» сидят на стульчиках – в «норках». Воспитатель – «кот», сидит напротив детей. Кот засыпает, мыши разбегаются по групповой комнате. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернутся в норки, кот ещё раз проходит по залу. Затем возвращается на своё место и засыпает.)
Воспитатель: Котик мышек не нашёл и поспать к себе пошёл,
Только котик засыпает, все мышата выбегают!
Воспитатель: Погладили мы кота-Ваську, покормили его, поиграли с ним. Устал котик, спать захотел. Давайте его спать уложим на кроватку, одеялом накроем, споём ему колыбельную песенку:
Котя, Котенька,Коток,
Котик серенький хвосток,
Приди, котик ночевать,
Нашу детку покачать, прибаюкивать.
Воспитатель: Ах, ребята, какие вы молодцы! Так славно в гостях у меня побывали. Но вам пора возвращаться в свою группу. До свидания, ребята. Чтобы вам возвратится в детский сад, нужно потешку рассказать.
Воспитатель читает потешку «Ладушки» и проводится пальчиковая игра по потешке.
Воспитатель: Ладушки, ладушки
-Где были? Дети хлопают в ладоши.
-У бабушки
-Что ели?
-Кашку
-А пили?
-Простоквашку
Попили,поели машут руками вверх-вниз
Ши-ши полетели
На головку сели,
Ладушки запели. кладут руки на голову.
Воспитатель: (Снимает платок) Ну вот, мы с вами снова в своей группе.
Где мы были? (В гостях у бабушки).
Кого видели? (Кота-Ваську).
Что делали? (Играли с котом, кормили его, пели колыбельную).
Вам понравилось в гостях? (Да).
Воспитатель: От бабушки с пустыми руками не уходят, она передала вам гостинцы. Угощение к чаю – баранки. Скажем ей – спасибо.
Нашим гостям пора возвращаться в свои группы. Давайте с ними попрощаемся. До свидания, гости дорогие, приходите к нам ещё.