Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности с детьми в возрасте от 7 до 12 лет

Автор: Гошева Ольга Юрьевна

В познавательной деятельности наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль в деятельности школьника играет воображение. Воображение необходимо в любой детальности ребенка: труд, учение, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития. Младенческий возраст наиболее благоприятен для развития ощущения, ранний возраст – для речевого развития, дошкольный возраст – для развития восприятия [5].

Младший же школьный возраст является сензитивным (чувствительным) для развития мышления и воображения ребенка. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения ребенком разносторонних знаний и их использования на практике [4].

С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения [1]. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения.

Эта особенность уроков искусства заложена изначально в целях и задачах самого учебного предмета. Учебная дисциплина “Изобразительное искусство” реализуется в образовательных учреждениях для достижения одной из основных целей – развития творческого потенциала школьника как способа самореализации, раскрытия его природных задатков.

Анализ рабочих программ по изобразительному искусству отдельных авторов (например, рабочей программы Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” для учащихся начального звена) позволяет увидеть, посредством каких возможностей осуществляется развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства.

×
×