Психолого-педагогические условия формирования личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

Автор: Аппаева Эльвира Эльдаровна

Стремление родителей начинать готовить своих детей к школе все раньше и 

раньше проявлялось во второй половине 1970-х гг. Л.И. Божович объясняла 

это уменьшением числа детей со сформированной внутренней позицией 

школьника среди поступающих в первый класс.

Представлены результаты исследования личностной готовности к школе 

детей в возрасте 6-6,5 лет с разной продолжительностью подготовки к школе 

только в условиях дошкольных учреждений и в сочетании с 

дополнительными занятиями в дополнение к детскому саду. Предполагалось, 

что более длительная подготовка детей к школе сочетается с более низким 

уровнем школьной мотивации при поступлении в школу. 

Мотивационная готовность к школьному образованию связана так же с 

«внутренней позицией ученика» как системой мотивов и потребностей 

ребенка, проявляющихся в положительном отношении к школьной учебной 

деятельности в целом, особенно к ее аспектам, непосредственно связанным с 

обучением. Формирование мотивационной готовности ребенка к школе 

зависит от многих факторов, среди которых большое значение имеет 

семейное воспитание, общение с близкими взрослыми. Семья — это первый 

социальный институт, в котором ребенок включается в процесс 

социализации. Семейное воспитание с раннего возраста направляет сознание, 

волю, чувства ребенка. В общении с родителями дети приобретают свой 

первый жизненный опыт, базовые знания и представления об окружающей 

среде, отношение к различным аспектам действительности, включая 

школьное образование. Развитие учебной мотивации ребенка часто 

сопровождается типичными ошибками, которые совершают взрослые. 

Первая из них заключается в том, что родители не поддерживают желание 

ребенка узнавать что-то новое, не придавая этому серьезного значения. 

Второе заключается в том, что задача формирования мотивации 

перекладывается на детский сад и школу. Часто эти ошибки сочетаются. В 

связи с этим изучение влияния общения в семье на мотивационную 

готовность детей к школе представляется чрезвычайно актуальным, 

поскольку позволит нам определить направления оптимизации 

психологической подготовки дошкольников к школьному обучению с 

использованием новых форм психолого-педагогической работы с 

родителями.

В  подготовительных групп дошкольного образования в возрасте 6-6,5 лет, 

беседа «Внутренняя позиция школьника» Н.И. Гуткиной, методика изучения 

мотивов учения у первоклассников М.Р. Гинзбург, «Цветные прогрессивные 

матрицы» Дж.К. Рейвен, 1 субтест. Будут использованы результаты теста 

школьной зрелости Керна-Йирасека (рисунок мужской фигуры) и авторский 

опросник по изучению форм и продолжительности подготовки детей к школе 

(для родителей).Эти исследования покажут, что дети, подготовка которых к 

школе началась достаточно рано и длилась значительно больше одного года, 

будут отличатся уровнями школьной мотивации и, в связи с этим, более 

низким уровнем личностной готовности к школе. Существенных различий в 

интеллектуальной подготовленности между ними и детьми с другой 

школьной подготовкой нет. Обсуждается практическое применение 

полученных результатов.

Эти тесты позволят сформулировать общие рекомендации по формированию 

мотивационной готовности детей к школе: уделять больше внимания таким 

сферам общения с детьми, как сфера социального мира и сфера внутреннего 

мира ребенка. Эти направления важны для формирования общей 

мотивационной готовности к школе, в частности, для формирования 

социальных мотивов и мотива достижения. В частности, необходимо 

предлагать детям больше участвовать в организуемых взрослыми занятиях, в 

выполнении указаний старших, подчеркивая при этом успехи ребенка в 

предлагаемых видах деятельности и уча его исправлять ошибки. А также 

интересоваться представлениями ребенка о тех или иных вещах, его мнением 

и взглядами на те или иные вопросы, что и как он придумывает, сочиняет, 

как решает те или иные задачи.

×
×