Автор: Аппаева Эльвира Эльдаровна
Стремление родителей начинать готовить своих детей к школе все раньше и
раньше проявлялось во второй половине 1970-х гг. Л.И. Божович объясняла
это уменьшением числа детей со сформированной внутренней позицией
школьника среди поступающих в первый класс.
Представлены результаты исследования личностной готовности к школе
детей в возрасте 6-6,5 лет с разной продолжительностью подготовки к школе
только в условиях дошкольных учреждений и в сочетании с
дополнительными занятиями в дополнение к детскому саду. Предполагалось,
что более длительная подготовка детей к школе сочетается с более низким
уровнем школьной мотивации при поступлении в школу.
Мотивационная готовность к школьному образованию связана так же с
«внутренней позицией ученика» как системой мотивов и потребностей
ребенка, проявляющихся в положительном отношении к школьной учебной
деятельности в целом, особенно к ее аспектам, непосредственно связанным с
обучением. Формирование мотивационной готовности ребенка к школе
зависит от многих факторов, среди которых большое значение имеет
семейное воспитание, общение с близкими взрослыми. Семья — это первый
социальный институт, в котором ребенок включается в процесс
социализации. Семейное воспитание с раннего возраста направляет сознание,
волю, чувства ребенка. В общении с родителями дети приобретают свой
первый жизненный опыт, базовые знания и представления об окружающей
среде, отношение к различным аспектам действительности, включая
школьное образование. Развитие учебной мотивации ребенка часто
сопровождается типичными ошибками, которые совершают взрослые.
Первая из них заключается в том, что родители не поддерживают желание
ребенка узнавать что-то новое, не придавая этому серьезного значения.
Второе заключается в том, что задача формирования мотивации
перекладывается на детский сад и школу. Часто эти ошибки сочетаются. В
связи с этим изучение влияния общения в семье на мотивационную
готовность детей к школе представляется чрезвычайно актуальным,
поскольку позволит нам определить направления оптимизации
психологической подготовки дошкольников к школьному обучению с
использованием новых форм психолого-педагогической работы с
родителями.
В подготовительных групп дошкольного образования в возрасте 6-6,5 лет,
беседа «Внутренняя позиция школьника» Н.И. Гуткиной, методика изучения
мотивов учения у первоклассников М.Р. Гинзбург, «Цветные прогрессивные
матрицы» Дж.К. Рейвен, 1 субтест. Будут использованы результаты теста
школьной зрелости Керна-Йирасека (рисунок мужской фигуры) и авторский
опросник по изучению форм и продолжительности подготовки детей к школе
(для родителей).Эти исследования покажут, что дети, подготовка которых к
школе началась достаточно рано и длилась значительно больше одного года,
будут отличатся уровнями школьной мотивации и, в связи с этим, более
низким уровнем личностной готовности к школе. Существенных различий в
интеллектуальной подготовленности между ними и детьми с другой
школьной подготовкой нет. Обсуждается практическое применение
полученных результатов.
Эти тесты позволят сформулировать общие рекомендации по формированию
мотивационной готовности детей к школе: уделять больше внимания таким
сферам общения с детьми, как сфера социального мира и сфера внутреннего
мира ребенка. Эти направления важны для формирования общей
мотивационной готовности к школе, в частности, для формирования
социальных мотивов и мотива достижения. В частности, необходимо
предлагать детям больше участвовать в организуемых взрослыми занятиях, в
выполнении указаний старших, подчеркивая при этом успехи ребенка в
предлагаемых видах деятельности и уча его исправлять ошибки. А также
интересоваться представлениями ребенка о тех или иных вещах, его мнением
и взглядами на те или иные вопросы, что и как он придумывает, сочиняет,
как решает те или иные задачи.