Нравственное воспитание дошкольников

Автор: Елена Григорьевна Соловьева

Воспитатель Соловьева Елена Григорьевна.

МАДОУ 106. г. Ростов-на-Дону.

    «Нравственное воспитание дошкольников».

       Нравственное воспитание — систематическое целенаправленное формирование личности, тех моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

 

Нравственное воспитание детей — это формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности — освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору.

Цели нравственно духовного воспитания дошкольников.

— Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

— Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

-Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти — довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

— Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

— Открывать путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

 

Задачи духовно — нравственного воспитания.

   В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

1. Формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

2. Формирование духовно — нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;

3. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

4. Уважение к представителям других национальностей;

5. Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

 Основные задачи воспитателей по духовно — нравственному воспитанию дошкольников.

-Развивать правовую базу для духовно — нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно — кружковой деятельности детского сада.

-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

 -Формировать художественно — речевые навыки, пополнять словарь детей.

-Воспитывать духовно — нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

 -Ориентировать семью на духовно — нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии.

 

Задачи нравственного воспитания в ДОУ.

— Формирование любви к Родине.

-Воспитание дружбы между детьми разных национальностей.

— Воспитание уважения к старшим.

— Навыков культурного поведения.

-Нравственных привычек.

-Ответственного отношения к выполнению порученных обязанностей.

-Формирование умений дружно играть.

-Справедливо оценивать свои поступки и поступки других.

  Пословицы  « Из россыпи народной мудрости»:

— Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!

— Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В. Буш)

— Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека. (Янка Брыль)

— Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. (В. Г. Белинский)

— Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А. С. Пушкин)

— Любовь к родителям — основа всех добродетелей. (Цицерон)

— Родителей слушать — горя не знать!

— Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!

— При солнце тепло, при родителях хорошо!

— Береги отца с матерью: других не найдешь.

  Пословицы о семейном воспитании.

— Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.

— Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

— Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.

— От худого семени не жди доброго племени.

— От доброго дерева добрый и плод.

— От осинки не родятся апельсинки.

— Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын.

 Средства нравственного воспитания.

  Художественные — худ. литература, изо, музыка, кино, диафильмы.

  Природа — дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться, защищать, способствует формированию уверенности в себе.

  Собственная деятельность детей — игра, труд, учение, художественная деятельность необходима при воспитании нравственного поведения.

 Нравственное воспитание дошкольников.

    Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и приумножая, внести в современный образовательный процесс.

    «Духовность» рассматривается — как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определенными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности.

   Духовное воспитание в педагогике — это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

 Нравственное воспитание позволяет формировать у дошкольников:

— Мировоззрение;

— Гражданскую позицию;

— Семейные ценности;

— Нравственные ориентиры.

 Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Механизм нравственного воспитания:

— Знания и представления;

— Мотивы;

— Чувства и отношения;

— Навыки и привычки;

— Поступки и поведение;

— Нравственное качество.

Единство воспитателей и семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников.

  Единство воспитателей и семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

  Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

 

Основные задачи родителей по духовно — нравственному воспитанию детей.

 — Прививать любовь к ближнему.

 — Воспитывать уважительное отношение к старшим.

 — Воспитывать в детях милосердие и сострадание.

 — Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.

 — Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

 — Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

 — Прививать трудовые навыки.

   « Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

                                                                     В. Я. Сухомлинский.

   «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

                                                                     В. А. Сухомлинский.

 

     Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников — это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны. В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников, деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.

   Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны поступать.

     Важно, чтобы в семье ребенка воспринимались и поддерживались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в детском саду рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.

    Тема нравственного воспитания дошкольников – важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.

     Игра является основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Так он познает мир, пополняет запас слов и понятий. Воспитание основано на внутренней свободе личности.

Цели и средства нравственного воспитания

    Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:

1. Научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;

2. Воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;

3. Объяснить и привить правила этикета;

4. Научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;

5. Дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;

6. Развить патриотические чувства.

    В широком смысле нравственное воспитание дошкольников — это целый ряд педагогических мер, направленных на ознакомление детей с духовными ценностями общества. Этот процесс положительно меняет человеческую личность. Ребенок воспитывается нравственно, входит в социальную среду, приступает к самовоспитанию и взаимодействию с другими людьми.
    В ЧЕМ СОСТОИТ ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ.

    По мнению опытных педагогов, нравственным качествам невозможно научить, надо постепенно их прививать, вырабатывая нужные социальные навыки. Этот механизм у каждого малыша действует по-особенному.

   Важный фактор — единство или различия в нравственных установках, которые прививаются деткам дома и в детском саду. Психологи нередко отмечают такое явление: воспитатели убеждают в важности дружбы и щедрости, а родственники развивают в малыше чувство собственности, безразличие к чужим проблемам и даже агрессию по отношению к другим детям и взрослым (например, «нечего раздавать свои игрушки!» или «а ты его ударь»). В результате такого двойственного воспитания у ребенка возникнет внутреннее противоречие. Он принимает то ту, то иную точку зрения, так как у него нет собственного убеждения.
    Миссия нравственного воспитания современных маленьких детей — формирование равного члена коллектива с одной стороны, и яркой, самобытной личности с другой. В современном обществе необходимы оба качества. Умение работать в команде так же важно для успешной жизни, как и здравая самооценка, открытое выражение собственного мнения, умение отстоять свою позицию.

    Существуют несколько способов развить нравственные качества дошкольников: личным примером, чтением литературных произведений, учебой, игрой, трудовой деятельностью, творчеством. В детском саду, как правило, применяются все эти методы. То же происходит и дома. Вольно или не вольно, родители формируют нравственный облик своего ребенка. Направления нравственного развития: личные качества, моральные ценности, отношение к окружающим, чувства патриотизма, нормы этикета. Детские учреждения проводят работу по всем направлениям, создавая базу для общеобразовательной школы. Получаемые знания слоями закладываются в сознании, образуя совокупность личных качеств.

   Задачи воспитания ребят дошкольного возраста следующие:

— выработка личных качеств, понятий, привычек, ощущений;

— культивирование гуманности к другим членам общества;

— зарождение патриотизма, гордости за родину;

— формирование  у детей с детства терпимости к людям разных национальностей и религий;

— воспитание трудолюбия, взаимопомощи, навыка совместного труда;

—  развитие индивидуальности и творческих способностей.

    Родителям нужно понимать, что в группе детского сада на первый план выходит воспитание именно коллективного человека, прививаются общие нормы духовности и нравственности. Развитие индивидуальных способностей проходит в рамках ограниченного выбора занятий, предусмотренных программой дошкольного учреждения.

     В хорошем детском саду эти занятия разнообразны: рисование, лепка, фольклор, танцы, гимнастика, плавание и др., и родители могут выбрать одно или несколько направлений для своего малыша. И все же у родителей дома гораздо больше возможностей проводить воспитание с учетом личностных характеристик ребенка. Для нравственного развития дошкольников преподаватели используют следующие приемы:

— Творческая работа, произведения литературы и музыки, изобразительное искусство.

— Художественные образы помогают описать ощущения людей в разных обстоятельствах, а также собственные чувства посредством слова, рисунка, мелодии.

— Соприкосновение с природой учит сопереживать, знакомит с принципами взаимодействия живых существ, позволяет проявиться истинным чувствам малыша.

— Собственная деятельность. Играя, обучаясь, трудясь, занимаясь творчеством, малыш передает свое эмоциональное состояние, обучается общению с ребятами, постигает понятия нравственности.

— Обстановка, окружающая дошкольника, влияет на процесс воспитания нравственности. В детском саду она формируется  воспитателями, педагогами и сверстниками.

     Определение нравственного воспитания детей складывается из трех составляющих: отношения к себе, окружающим, живой природе. В зависимости от возраста, необходимы разные воспитательные методы.

    Социально нравственное воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, а не просто несколько занятий. Дети копируют поведение старших и ориентируются на их мнение. Поэтому нужно соответствовать.

    Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое.

Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста.

    Для детей разного возраста упор нужно делать на разных моментах. Очень важно следующее:

1. Раннее детство.  Малыша в детсаду окружают любовью и лаской, учат выражать ответные чувства, помогают адаптироваться в новых условиях. Мягко, но неуклонно осуждают агрессивность и недоброжелательность по отношению к другим детям.

2. Младший дошкольный возраст. Научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.

3. Средний дошкольный возраст. Научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.

4. Старших дошкольников. Научить делать анализ позитивных и негативных поступков.

    Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.

    Эффективно влияет на ребенка положительный пример родителей, старших братьев, сестер. Важно в целях воспитания рассказывать детям о жизни замечательных людей, знакомить их с персонажами из литературы. Самый лучший результат воспитания нравственности достигается в добрых и гуманных поступках. Следует создавать малышу такие условия, в которых он сможет их совершить. К примеру, когда маленький ребенок падает и не может подняться, нужно чтобы дошкольник постарше оказал ему помощь.

    Маленькие иногда ссорятся из-за игрушек. Иногда, в этом вина родителей, которые запрещают малышу давать свои вещи другим детишкам. Ребенка нужно приучить, что надо делиться игрушками («поиграет и отдаст»), интереснее на время поменяться игрушками. При этом нужно учить малыша аккуратному обращению со своими и чужими вещами. Полезно учить маленького делиться сладостями, которыми он угощен, с другими детишками, с мамой и папой, чтобы у ребенка не развились эгоизм, скупость. Необходимо также поощрить малыша, если он проявляет внимание к другу. В процессе выполнения подобных упражнений действия малыша постепенно превращаются в привычки. Нетрудной задачей является приучение ребенка говорить правду, даже самую неприятную. Малыш признается в своей вине, если будет убежден, что получит одобрение родителей за мужественное признание, хотя за отрицательный поступок будет наказан. Ребят старшего возраста надо приучать к тому, чтобы они стремились оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются. Они должны это делать от души, не ожидая похвалы и благодарности. Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию малышей проводится совместно с воспитателями дошкольных учреждений и родителями ребенка. Такое сотрудничество приводит к положительным результатам.

     Дошкольник приобретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

    Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством (синтез искусств) обеспечивает более полное и более глубокое проникновение в духовно-нравственное начало личности ребенка. А значит, оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

 

×
×