Автор: Елена Григорьевна Соловьева
Воспитатель Соловьева Елена Григорьевна.
МАДОУ 106. г. Ростов-на-Дону.
«Нравственное воспитание дошкольников».
Нравственное воспитание — систематическое целенаправленное формирование личности, тех моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.
Нравственное воспитание детей — это формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности — освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору.
Цели нравственно духовного воспитания дошкольников.
— Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
— Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
-Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти — довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
— Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
— Открывать путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи духовно — нравственного воспитания.
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
1. Формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
2. Формирование духовно — нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
3. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
4. Уважение к представителям других национальностей;
5. Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.
Основные задачи воспитателей по духовно — нравственному воспитанию дошкольников.
-Развивать правовую базу для духовно — нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно — кружковой деятельности детского сада.
-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
-Формировать художественно — речевые навыки, пополнять словарь детей.
-Воспитывать духовно — нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
-Ориентировать семью на духовно — нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии.
Задачи нравственного воспитания в ДОУ.
— Формирование любви к Родине.
-Воспитание дружбы между детьми разных национальностей.
— Воспитание уважения к старшим.
— Навыков культурного поведения.
-Нравственных привычек.
-Ответственного отношения к выполнению порученных обязанностей.
-Формирование умений дружно играть.
-Справедливо оценивать свои поступки и поступки других.
Пословицы « Из россыпи народной мудрости»:
— Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
— Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В. Буш)
— Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека. (Янка Брыль)
— Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое. (В. Г. Белинский)
— Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А. С. Пушкин)
— Любовь к родителям — основа всех добродетелей. (Цицерон)
— Родителей слушать — горя не знать!
— Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!
— При солнце тепло, при родителях хорошо!
— Береги отца с матерью: других не найдешь.
Пословицы о семейном воспитании.
— Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.
— Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
— Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.
— От худого семени не жди доброго племени.
— От доброго дерева добрый и плод.
— От осинки не родятся апельсинки.
— Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын.
Средства нравственного воспитания.
Художественные — худ. литература, изо, музыка, кино, диафильмы.
Природа — дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться, защищать, способствует формированию уверенности в себе.
Собственная деятельность детей — игра, труд, учение, художественная деятельность необходима при воспитании нравственного поведения.
Нравственное воспитание дошкольников.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и приумножая, внести в современный образовательный процесс.
«Духовность» рассматривается — как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определенными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности.
Духовное воспитание в педагогике — это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Нравственное воспитание позволяет формировать у дошкольников:
— Мировоззрение;
— Гражданскую позицию;
— Семейные ценности;
— Нравственные ориентиры.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Механизм нравственного воспитания:
— Знания и представления;
— Мотивы;
— Чувства и отношения;
— Навыки и привычки;
— Поступки и поведение;
— Нравственное качество.
Единство воспитателей и семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников.
Единство воспитателей и семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
Основные задачи родителей по духовно — нравственному воспитанию детей.
— Прививать любовь к ближнему.
— Воспитывать уважительное отношение к старшим.
— Воспитывать в детях милосердие и сострадание.
— Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.
— Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
— Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
— Прививать трудовые навыки.
« Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В. Я. Сухомлинский.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский.
Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников — это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны. В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников, деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.
Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны поступать.
Важно, чтобы в семье ребенка воспринимались и поддерживались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в детском саду рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.
Тема нравственного воспитания дошкольников – важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.
Игра является основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Так он познает мир, пополняет запас слов и понятий. Воспитание основано на внутренней свободе личности.
Цели и средства нравственного воспитания
Цель специальных занятий и ежедневного взаимодействия с детьми – сформировать их личность, в том числе личность в коллективе, научить отстаивать свою позицию. Помимо формирования качеств, есть другие задачи:
1. Научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;
2. Воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;
3. Объяснить и привить правила этикета;
4. Научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;
5. Дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;
6. Развить патриотические чувства.
В широком смысле нравственное воспитание дошкольников — это целый ряд педагогических мер, направленных на ознакомление детей с духовными ценностями общества. Этот процесс положительно меняет человеческую личность. Ребенок воспитывается нравственно, входит в социальную среду, приступает к самовоспитанию и взаимодействию с другими людьми.
В ЧЕМ СОСТОИТ ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ.
По мнению опытных педагогов, нравственным качествам невозможно научить, надо постепенно их прививать, вырабатывая нужные социальные навыки. Этот механизм у каждого малыша действует по-особенному.
Важный фактор — единство или различия в нравственных установках, которые прививаются деткам дома и в детском саду. Психологи нередко отмечают такое явление: воспитатели убеждают в важности дружбы и щедрости, а родственники развивают в малыше чувство собственности, безразличие к чужим проблемам и даже агрессию по отношению к другим детям и взрослым (например, «нечего раздавать свои игрушки!» или «а ты его ударь»). В результате такого двойственного воспитания у ребенка возникнет внутреннее противоречие. Он принимает то ту, то иную точку зрения, так как у него нет собственного убеждения.
Миссия нравственного воспитания современных маленьких детей — формирование равного члена коллектива с одной стороны, и яркой, самобытной личности с другой. В современном обществе необходимы оба качества. Умение работать в команде так же важно для успешной жизни, как и здравая самооценка, открытое выражение собственного мнения, умение отстоять свою позицию.
Существуют несколько способов развить нравственные качества дошкольников: личным примером, чтением литературных произведений, учебой, игрой, трудовой деятельностью, творчеством. В детском саду, как правило, применяются все эти методы. То же происходит и дома. Вольно или не вольно, родители формируют нравственный облик своего ребенка. Направления нравственного развития: личные качества, моральные ценности, отношение к окружающим, чувства патриотизма, нормы этикета. Детские учреждения проводят работу по всем направлениям, создавая базу для общеобразовательной школы. Получаемые знания слоями закладываются в сознании, образуя совокупность личных качеств.
Задачи воспитания ребят дошкольного возраста следующие:
— выработка личных качеств, понятий, привычек, ощущений;
— культивирование гуманности к другим членам общества;
— зарождение патриотизма, гордости за родину;
— формирование у детей с детства терпимости к людям разных национальностей и религий;
— воспитание трудолюбия, взаимопомощи, навыка совместного труда;
— развитие индивидуальности и творческих способностей.
Родителям нужно понимать, что в группе детского сада на первый план выходит воспитание именно коллективного человека, прививаются общие нормы духовности и нравственности. Развитие индивидуальных способностей проходит в рамках ограниченного выбора занятий, предусмотренных программой дошкольного учреждения.
В хорошем детском саду эти занятия разнообразны: рисование, лепка, фольклор, танцы, гимнастика, плавание и др., и родители могут выбрать одно или несколько направлений для своего малыша. И все же у родителей дома гораздо больше возможностей проводить воспитание с учетом личностных характеристик ребенка. Для нравственного развития дошкольников преподаватели используют следующие приемы:
— Творческая работа, произведения литературы и музыки, изобразительное искусство.
— Художественные образы помогают описать ощущения людей в разных обстоятельствах, а также собственные чувства посредством слова, рисунка, мелодии.
— Соприкосновение с природой учит сопереживать, знакомит с принципами взаимодействия живых существ, позволяет проявиться истинным чувствам малыша.
— Собственная деятельность. Играя, обучаясь, трудясь, занимаясь творчеством, малыш передает свое эмоциональное состояние, обучается общению с ребятами, постигает понятия нравственности.
— Обстановка, окружающая дошкольника, влияет на процесс воспитания нравственности. В детском саду она формируется воспитателями, педагогами и сверстниками.
Определение нравственного воспитания детей складывается из трех составляющих: отношения к себе, окружающим, живой природе. В зависимости от возраста, необходимы разные воспитательные методы.
Социально нравственное воспитание дошкольников – это непрерывный процесс, а не просто несколько занятий. Дети копируют поведение старших и ориентируются на их мнение. Поэтому нужно соответствовать.
Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое.
Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста.
Для детей разного возраста упор нужно делать на разных моментах. Очень важно следующее:
1. Раннее детство. Малыша в детсаду окружают любовью и лаской, учат выражать ответные чувства, помогают адаптироваться в новых условиях. Мягко, но неуклонно осуждают агрессивность и недоброжелательность по отношению к другим детям.
2. Младший дошкольный возраст. Научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
3. Средний дошкольный возраст. Научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
4. Старших дошкольников. Научить делать анализ позитивных и негативных поступков.
Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей, заставляют их стрессовать. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.
Эффективно влияет на ребенка положительный пример родителей, старших братьев, сестер. Важно в целях воспитания рассказывать детям о жизни замечательных людей, знакомить их с персонажами из литературы. Самый лучший результат воспитания нравственности достигается в добрых и гуманных поступках. Следует создавать малышу такие условия, в которых он сможет их совершить. К примеру, когда маленький ребенок падает и не может подняться, нужно чтобы дошкольник постарше оказал ему помощь.
Маленькие иногда ссорятся из-за игрушек. Иногда, в этом вина родителей, которые запрещают малышу давать свои вещи другим детишкам. Ребенка нужно приучить, что надо делиться игрушками («поиграет и отдаст»), интереснее на время поменяться игрушками. При этом нужно учить малыша аккуратному обращению со своими и чужими вещами. Полезно учить маленького делиться сладостями, которыми он угощен, с другими детишками, с мамой и папой, чтобы у ребенка не развились эгоизм, скупость. Необходимо также поощрить малыша, если он проявляет внимание к другу. В процессе выполнения подобных упражнений действия малыша постепенно превращаются в привычки. Нетрудной задачей является приучение ребенка говорить правду, даже самую неприятную. Малыш признается в своей вине, если будет убежден, что получит одобрение родителей за мужественное признание, хотя за отрицательный поступок будет наказан. Ребят старшего возраста надо приучать к тому, чтобы они стремились оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются. Они должны это делать от души, не ожидая похвалы и благодарности. Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию малышей проводится совместно с воспитателями дошкольных учреждений и родителями ребенка. Такое сотрудничество приводит к положительным результатам.
Дошкольник приобретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством (синтез искусств) обеспечивает более полное и более глубокое проникновение в духовно-нравственное начало личности ребенка. А значит, оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей.