Автор: Перфилова
Методическая разработка
«Мы танцуем и играем»
Составил педагог доп.образования
МАОУ ДО МЭЦ
Перфилова И.П.
Методическая разработка
Большое внимание на желание детей подвигаться оказывает музыка + игра. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения.
Сюжет + игра + музыка + движение творят чудеса. Все вместе взятое создает положительные эмоции, способствует физическому развитию, развивает воображение и физические навыки. Они облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гипперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность. Самый доступный способ восприятия любой двигательной деятельности — подражание. Через подражание дети получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грации.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия начинаются со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т.п.
Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении воспитанников разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. В этом и заключается нравственно-педагогическая идея данного занятия. Знакомство с подражательными движениями проходит в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.).
Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.
Цель учебного занятия: Развитие танцевальных способностей у детей дошкольного возраста средствами игры.
Задачи:
Образовательные:
-Умение слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ритмом .
— Совершенствовать навыки ориентирования в пространстве, координации движений.
Развивающие:
— Развивать механическую память;
— Развивать физические данные воспитанников;
— Развитие исполнение танцевальных движений;
Воспитательные :
— Воспитывать художественный вкус;
— Формировать умения работать в группе;
— Формировать исполнительскую культуру.
Основные методы обучения: словесный метод (объяснение, диалог), наблюдение, практический (выполнение упражнений партерной гимнастики, исполнение танца «Весёлые лягушата»), игровой (игра на создание эмоционального настроя «Зарядка», игра «Найди своё место», игра-рефлексия «Котята»).
Необходимые ресурсы:
— техническое оснащение: ноутбук, флеш-накопитель
— инвентарь, реквизит: гимнастические коврики.
Основные термины и понятия (глоссарий):
Разме́р, тактовый размер в музыке — количественная характеристика тактового метра, указывающая число долей в такте.
Основные музыкальные размеры
Примеры:
1. Размер 2/2 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте;
2. Размер 3/4 состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
4. Размер 6/8 состоит из шести долей, каждая из которых по длительности равна восьмой ноте;
5. Размер эквивалентен 4/4;
6. Размер эквивалентен 2/2
7. Размер 4/1 состоит из 4 долей, каждая из которых по длительности равна целой ноте;
Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.
Итогом проведённого занятия является, прежде всего, большое эмоциональное удовлетворение детей от проделанной работы.
Важным является и то, что такие занятия снижают психологическое утомление, повышают работоспособность детского организма, стимулируют у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия и принятию решений. А с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Подобные занятия позволяют реализовать задачи формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения, фантазии.
Практические занятия в системе дополнительного образования призваны решать в первую очередь задачи. Таким образом, в ходе данного учебного занятия формируются следующие УУД:
Личностные:
У учащихся формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, адекватное понимание причин успешности/неуспешности своей деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- способность оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей;
- умение различать способ и результат действия.
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные
- умение осуществлять запись (фиксацию в ходе учебного занятия) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, (дневник наблюдения);
- навык проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
— умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты и строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
- умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
- возможность допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- способность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы;
Формами подведения итогов по данному учебному занятию являются: контрольный показ групповых этюдов, самоанализ в форме игры-рефлексии.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: дневник наблюдений, журнал посещаемости.
Методы педагогической диагностики: наблюдение, индивидуальные беседы до/после учебного занятия.
Список использованных источников и литературы.
1.Зимина А.Н. «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет».-М.,1998.
2. Баумбах Л.А. «Хореография для детей школьного возраста» . Программа дополнительного образования детей. – Жирновск, 2018.
3. Эльконин Д.Б. «Психология игры» -М., 1978.