«Нравственное воспитание – основа духовного развития человека»

Автор: Мичак Любовь Анатольевна

Normal
0

false
false
false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

«Нравственное воспитание – основа духовного развития человека».

         Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые неизменно требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Безусловно, ключевая роль при решении задач воспитания в условиях школы принадлежит классному руководителю. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе. Его деятельность крайне многообразна, круг обязанностей  широк; однако, несмотря на неизбежные трудности, возникающие при взаимодействии с детьми, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу. 

В соответствии с этим я, как  классный руководитель представляю себе свою деятельность:

·       Я как наставник детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности, вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Увлекаю их за собой свои собственным примером.

·       Я как носитель культуры своего народа, включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому  способствует приобщение детей к истории своей страны и своей малой Родины, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям,  физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я – как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

·       Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Я раздаю поручения, и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.

    Классный руководитель — это педагог, который вводит ребенка в мир культуры, общение, взаимоотношений, идущий рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития.  Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Однако проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:

¨            Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

¨            Изучение и анализ направленности интересов учащихся.

¨            Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.

¨            Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.

¨            Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы развития детского коллектива.

¨            Организация различных видов деятельности учащихся.

¨            Поиск  путей представления детских творческих достижений.

Чтобы успешно реализовать поставленные задачи, я разработала программу самообразования «Нравственное воспитание – основа духовного развития человека».

Считаю, что классный руководитель — самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни:    не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение — проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни.

Поэтому в своей работе я опираюсь на следующие принципы воспитания:

·        искренность и доверие в отношениях с детьми;

·        личный пример и участие во всех делах;

·        разумное сочетание любви и строгости;

·        уважение личности ребенка;

·        доброжелательность в отношениях с родителями;

·        ориентация на положительные жизненные идеалы.

Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников.

Он с первых дней своей работы оказывается включённым во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Ему необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

         Многие в самом начале пути (по себе знаю!) испытывают шок, когда в руки попадает целый класс незнакомых маленьких детей. Замечаю, как они с любопытством наблюдают за тобой, невольно сравнивая тебя со своим первым учителем. Как сделать так, чтобы из «песчаной россыпи» получился коллектив, похожий на «алый парус», а еще лучше – на «горящий факел», то есть коллектив, который уже к середине пути станет примером для других? На данный момент у меня два класса (7-8). На моих глазах маленькие смешные пятиклашки постепенно превращаются в рослых красивых подростков, и я теперь с гордостью могу сказать, что это не просто класс, это – коллектив. В 7 классе обучается 5 мальчиков и 6 девочек. В 8 классе 3 мальчика и 5 девочек. Дети в классе в основном из благополучных семей.

К настоящему  моменту познавательные и учебные мотивации детей сформированы. В целом, класс серьезно относится  к учебной деятельности, с большим интересом изучает все предметы. В 7 классе из 11 учащихся 6 хорошистов. В 8 классе 1 отличница и 3 ударника. Большинство учащихся участвует в интеллектуальных состязаниях, проводимых в школе. Весь  классный коллектив вовлечен во внешкольную интеллектуальную деятельность – занят дополнительным образованием.

  Каждый, кто вкладывает душу в работу с классом, знает по опыту, что без сплоченного коллектива невозможно не только успешно решать педагогические задачи, но и просто совместно проживать все радости и горести, которые неизбежны в школьной жизни. Одним из средств сплочения коллектива в единое целое является самоуправление. Командиром класса (КК) является Серебряков Максим, а его заместителем – Наконечная Арина. Помимо этого класс разбит на несколько секторов: учебный (У), спортивный (С), трудовой (Т) и культмассовый (К).  В малую инициативную группу (МИГ) входят дети-«идейки».

В классе организована работа следующих секторов:

• УЧЕБНЫЙ: помощь отстающим, выпуск познавательных газет;

• СПОРТИВНЫЙ: помощь в организации и проведении дней здоровья, посещение ребят, которые болеют; сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном; подготовка устных журналов и газет;

• КУЛЬТМАССОВЫЙ: организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет, поздравление ветеранов;

• ТРУДОВОЙ: организация дежурства в классе, в столовой, в школе; контроль выполнения обязанностей дежурными, контроль соблюдения порядка во время проведения праздников и экскурсий;

  МАЛАЯ ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА: задача детей-«идеек» вовремя подсказать и «покреативить», дать толчок к созданию проекта, к оформлению мечты в цель.

Духовно-нравственные качества личности учащихся в классе на высоком уровне. Коллектив очень эмоциональный, ему присуще чувство сопереживания, доброжелательности. Волевые качества учащихся развиты. Дети умеют взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

Семейные условия  всех учеников в основном благоприятные. Возраст родителей приблизительно одинаков, большинство имеют высшее образование. Взаимоотношения детей  и родителей доброжелательные. 100%  учащихся  класса  охвачены кружковой работой.

Дети очень активные, эрудированные, творчески настроенные при любом расположении духа, заинтересованные в получении знаний, хотя иногда и позволяют себе лениться.

Между тем, начав общаться с ребятами более тесно,  я пришла к выводу, что каждый учащийся моего класса – это личность. Личности разные, иногда своеобразные, со своими интересами и внутренним миром, со своим принятием или неприятием всех моих начинаний, со своей позицией и взглядами на все, что происходит вокруг. И я поняла,  что моя задача – сделать так, чтобы каждый из моих воспитанников состоялся как личность творческая, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Главной целью воспитательной работы в классе стало создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого ребенка, его успешной социализации в обществе.

Исходя из данной цели, определились основные направления воспитательной работы: патриотическое воспитание, профилактика употребления ПАВ, профориентационная работа, работа с родителями, нравственно-эстетическое воспитание, профилактика ДДТТ.

Познакомившись с детьми 1 сентября, моей первой целью стало повышение уровня сплоченности класса. Существуют разные методы сплочения ученического коллектива, их описание можно найти в любом пособии для классного руководителя. Но пособия пособиями, а я все-таки считаю, что создание коллектива – это творческий процесс, а творчество, как известно, рождает что-то новое, неповторимое, никогда ранее не существовавшее. И даже если два учителя будут использовать одни и те же методы – результаты у них все равно получатся разные. Детский коллектив – это, по словам А.С.Макаренко,  «инструмент прикосновения к личности». Поэтому для своей воспитательной деятельности я написала программу «Мы молоды, мы веселы, талантливы».

         Целью программы является создание условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности, воспитание неповторимой духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях. Для реализации данной программы использовались различные формы работы с учащимися: профилактическая работа с учащимися класса, спортивные соревнования, экскурсии, часы общения, КТД, классные часы, конкурсно-досуговые мероприятия, беседы.

При решении поставленных  задач — создание сплочённого коллектива — особое внимание уделялось методике КТД. Именно вовлечение всех учащихся в совместную творческую деятельность позволило добиться положительных результатов  в формировании устойчивого коллектива.

Из года в год учащиеся нашего класса,  помимо участия в классных мероприятиях, проводимых согласно поставленным воспитательным задачам, становятся активными участниками всех, ставших уже традиционными, общешкольных и районных  мероприятий.

Для изучения личности каждого моего воспитанника, я применяла целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровня их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и т.д. Это наблюдение, беседа, опросники, анкеты, тесты. Основной формой индивидуальной работы с учащимися  является  психолого-педагогическая диагностика, с которой я  начинаю работу в новом коллективе и пользуюсь её результатами в дальнейшем. Эти наблюдения вошли в результаты диагностики личности учащихся «Изучение уровня воспитанности школьника».

В свою работу  стараюсь активно внедрять современные образовательные технологии, в том числе ИКТ.

Составляя план воспитательной работы, я и актив класса продумываем темы классных часов, опираясь на основные проблемы класса и учитывая интересы всех учащихся.

  На протяжении нескольких лет в школе осваивается технология проектной деятельности. Проект – совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся. Все дети с увлечением разрабатывают свои проекты, сами выбирают темы.

Я счастливый человек, потому что имею дело с самой здоровой в нравственном плане частью общества – детьми. Они творят нашу учительскую жизнь, заставляют быть молодыми душой независимо от прожитых лет, могут искренне благодарить нас за труд не только в праздник, но и на протяжении всей своей жизни. Я вижу плоды своего труда непосредственно в годы учебы и далеко отложенный успех своих воспитанников в результатах их труда, карьере, созданной семье и детях, приведенных в родную школу.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

         Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Семья считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно в семье формируется и развивается личность человека.   В.А. Сухомлинский писал: «Ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей, преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Свою работу с пятым классом я начала с изучения семей учеников класса, составления социальной карты класса. В программе воспитательной работы с классом отдельное место отвожу работе с родителями – состав родительского комитета, план работы, протоколы родительских собраний, учет посещаемости родителями собраний. Применяю разные педагогические приемы изучения семьи: круглый стол, посещение на дому, составление герба семьи, составление генеалогического древа семьи.

Эффективность воспитания детей  в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей, поэтому значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. С этой целью проводятся занятия родительского всеобуча, открытые уроки для родителей, тематические собрания с привлечением психолога, медицинского работника, совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей–предметников.

             Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, организацию помощи в обучении и развитии обучающегося.  

По моим наблюдениям совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной, благодаря использованию разнообразных форм работы: классные родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные праздники, работа с родительским комитетом, круглый стол, совместные акции, походы.

Основной формой работы с родителями является проведение родительских собраний. Я столкнулась с проблемой привлечения родителей на собрания. О данной проблеме твердят почти все классные руководители, работающие в среднем звене. Со временем я выработала правила организации родительских собраний:

Правило первое. Тема родительского собрания всегда актуальна для родителей. Тема собрания обычно появляется сама собой.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Для осуществления данного правила я провожу опрос перед мероприятием об удобном времени проведения.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Данное правила является психологически необходимым, так как пребывание в школе зачастую вызывает стресс.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. Я не могу позволить себе прийти на урок неподготовленной, так и родительское собрание должно быть ярким, эмоционально насыщенном, оно должно иметь позитивный отклик родителя.

         Так же одним из важнейших этапов родительского собрания является «Сюрприз от детей». Это вариант позитивного финального аккорда. Занимает он всего лишь 2–3 минуты. Важно, что сюрприз готовит не классный руководитель, а преподносят его дети. Конечно, первый раз их нужно натолкнуть на мысль, помочь, а потом они с удовольствием будут делать это сами. Часто такими «Сюрпризами» бывают детские рисунки или открытки.

         Есть много способов привлечь родителей в школу, но, мне кажется, самый эффективный из них – это доброе отношение к детям и уважение их родителей, и тогда на родительском собрании всегда будет стопроцентная явка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно- воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.

Основное в деятельности классного руководителя — воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний, но помощь в становлении личности ребенка, воспитание духовно-нравственных качеств никогда не отходят на второй план.

Я хочу сказать, что школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики и после окончания школы не порывают связи со своими любимыми классными руководителями, это и является моей самой заветной мечтой.

×
×