Реализация практической части рабочей программы по биологии (профиль) на уровне среднего общего образования

Автор: Васёва Наталья Павловна

Исходя из требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования у выпускника должны быть сформировано:

       навыки владения познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем;

       способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

В связи с этим ФГОС предъявляет особые требования к материально-техническому и информационному оснащению рабочего места учителя и кабинетов всех предметных областей. Учитывая, что биология является прикладной наукой, изучать предмет без необходимого оснащения невозможно.

Учебный план ФГОС СОО МАОУ «Гимназия №12» предполагает изучение предметов на базовом и углублённом уровне по трём профилям:

       Гуманитарный

       Социально-экономический

       Естественнонаучный.

С 2012 года на базе гимназии работают специализированные классы естественнонаучной направленности, где углублённо изучается химия, биология и математика.

Изучение биологии на углублённом уровне обеспечивает:

       применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач;

       умение систематизировать и обобщать полученные знания;

       овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности;

       грамотного оформления полученных результатов.

Формирование этих умений возможно при использовании в преподавании биологии практических методов. К таким методам относятся практические и лабораторные работы, исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время, экскурсии, работа с биологическими объектами.

Практическая работа — один из важных методов в биологии с помощью которого осуществляется передача знаний, их усвоение и закрепление. Практическая направленность преподавания биологии ориентирована на реализацию деятельностного подхода в образовании, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.

На углублённое изучение биологии на уровне среднего общего образования отводится 210 часов. В рабочей программе предусмотрено 26 лабораторных и практических работ. Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Теремова и Р.А. Петросовой  «Биология. Биологические системы и процессы».

Реализация практической части рабочей программы по биологии требует соответствующего оснащения кабинета.

Биологическое оборудование, необходимое для выполнения практической части рабочей программы по биологии, можно разделить на группы, которые представлены на слайде:

       натуральные объекты (живые организмы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии)

       приборы, реактивы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности)

       средства на печатной основе (таблицы, дидактический материал)

       муляжи и модели

       ТСО (компьютеры)

       учебно-методическая литература.

Из натуральных объектов в кабинете имеется аквариум с рыбами, моллюсками, водорослями и микроорганизмами, за которыми ведётся наблюдение. Влажные препараты используются для изучения внутреннего строения животных, а микроскопическое строение изучаются при помощи постоянных микропрепаратов.

Большое значение при изучении вопросов систематики и эволюции имеют коллекции насекомых и гербарные образцы растений.

Для проведения лабораторных работ по изучению химического состава необходимо наличие специального оборудования, посуды и реактивов.

При описании объектов живой природы, сравнения, анализа полученных результатов на помощь приходят средства на печатной основе – схемы, таблицы, атласы, справочники и словари по биологии, которых в кабинете имеется достаточное количество.

Представить общий план внешнего или внутреннего строения организмов помогают муляжи и модели

И, конечно, современный урок биологии невозможен без технических средств обучения — устройств, помогающих учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Проанализировав все практические и лабораторные работы практической части рабочей программы по биологии, я разделила их на три группы, основываясь на методах, которые используются при выполнении работы и составила перечень необходимого оборудования.

 

На слайде приведены темы практических и лабораторных работ, включённые в рабочую программу и выполняемые разными методами

ФГОС СОО предполагает ведение проектной и исследовательской деятельности не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Для организации такой работы необходимо использовать помимо стандартного оборудования кабинета ещё и специальные лабораторные комплексы, биологическую микролабораторию.

Так, при организации работ над исследовательскими проектами гимназистами используется Цифровая лабораторная для ученика Vernier.

А для проведения экологического практикума и учебно-исследовательских работ, связанных с первичным исследованием объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, продуктов питания – в зависимости от модификации) используется мини-экспресс-лаборатория учебная «Пчёлка-У».

Деятельностный подход в реализации рабочей программы повышает эффективность образования по следующим показателям:

придание результатам образования социально и личностно-значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

существенное повышение мотивации и интереса к учению;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.Практическая направленность обучения — важное составляющее развития функциональной грамотности учащихся, становление будущих выпускников, адаптированных к условиям современной жизни

×
×