Формирование информационной культуры у младших школьников в образовательном процессе

Автор: Татьяна Ивановна Черкашина

     Образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизнедеятельности в условиях информационного общества. Речь идет о готовности личности к самостоятельной информационной деятельности, ориентированной на целенаправленное получение и совершенствование знаний в течение всей социально активной жизни в качественно новой эпохе, когда информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха.

     Уровень информационной культуры оказывает влияние на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. Умение находить и использовать информацию влияет на социальный статус не меньше, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие факторы. Информационная культура является залогом социальной защищенности человека в обществе [19, 34].

     Основная роль школы в формировании информационной культуры подрастающего поколения принадлежит, прежде всего, общеобразовательной школе. Посредством систематического использования информационно-коммуникационных технологий младший школьник не только получит доступ к большим объемам информации, но сможет создавать собственный информационный продукт, то есть учащиеся из категории пассивных потребителей информации смогут перейти на качественно новый уровень – уровень качественного продуцирования переработанной и осмысленной информации.

     Программа «Формирование информационной культуры у младших школьников в образовательном процессе» разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,  от 29.12.2012г.требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; с  требованиями Примерной основной  программы (протокол федерального учебно-методического объединения по НОО от 08.04.2015г. №1/15), в соответствии с обновлённым ФГОС НОО.

     Цель программы — облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приёмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества.

     Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоить рациональные приёмы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладеть методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучить и использовать на практике технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка изложений, сочинений, рассказов, презентаций, электронных писем, открыток и т.п.).

4. Способствовать формированию информационной безопасности, способности противостоять влиянию «вредной» информации, развивать критическое мышление и критическое отношение к информации, овладеть навыками критического анализа информации, в том числе поступающей из СМИ с целью защиты от возможности её негативного воздействия.

×
×