Обучение письму на уроках английского языка

Автор: Мария Германовна Сидорова

Статья на тему «Обучение письму на иностранном языке: письменная речь как творческое коммуникативное умение» 

Вспомните, что вы написали за последние две недели?

С каждым днём люди пишут всё меньше и меньше. Они пишут короткие сообщения своим друзьям и коллегам, делают объявления, заполняют анкеты, пишут жалобы и заявления, оставляют комментарии на форумах, поздравляют друг друга с днем рождения. Такое письменное общение в современном обществе выполняет коммуникативную функцию.

Несмотря на упрощенную форму письменной речи в жизни, существует ряд причин, по которым следует развивать навыки письма на уроках в школе:

* Академическое обучение, подготовка к экзаменам – самые распространённые и необходимые ученикам условия.

* На уроках ученикам требуется делать какие-то записи, комментарии, что способствует лучшему запоминанию и усвоению.

* Обучение письму вовлекает учеников в размышления, нахождение альтернатив и лучшего решения, анализ идей, отражение своего я. Через письменную речь развивается и устная.

* Письменные задания один из вариантов перерыва (успокоить шумный класс), смены настроения и темпа.

В настоящее время появилась возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет. Все это предполагает умение письменного общения на иностранном языке. Иными словами, возникает необходимость выражение мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определенным правилам организации письменного текста на иностранном языке.

Как отмечает Л.С. Выготский, письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма. Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое выражение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. В основе создания почти всех форм письменного сообщения лежат такие умения, как:

— передача основной информации, главной идеи прочитанного или прослушанного текста;

— описание (краткое или детальное), сравнение, сопоставление описываемых фактов;

— доказательство или аргументация;

— обзор, комбинирование, объединение фактов;

— характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому тексту, реферирование, комментирование.

 

В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие умения порождать письменные высказывания различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Е.Н. Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке:

заполнение анкет;

написание различного рода писем и ответов на них;

составление автобиографии/резюме;

написание заявлений;

написание рецензий;

написание аннотаций;

написание докладов;

написание сочинений/эссе;

написание поздравительных открыток;

написание записок.

Они различны по своей функциональной направленности, содержанию, формату, форме языкового выражения. Обучая умению писать тексты письма или открытки, необходимо обращать внимание ученика на правила оформления таких текстов, принятых в стране изучаемого языка.

Способность ученика на каждом этапе обучения к общению в письменной форме отличается разной степенью его самостоятельности в процессе построения письменного высказывания. Самостоятельность в этом виде деятельности зависит, в частности, от уровня сформированности общеучебных и компенсационных умений. К общеучебным относятся следующие:

— списывать, использовать текст в качестве опоры для построения собственного письменного высказывания, сличать образец с написанным текстом;

— работать со справочной литературой, пользоваться словарями;

— строить логичное и последовательное высказывание, обобщать информацию, фиксировать ее, формулировать примеры для иллюстрации общих положений.

Компенсационные умения включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации.

 

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Ученики очень часто пишут с большой неохотой, это связано с трудностями, с которыми они сталкиваются в процессе:

— ограниченный словарный запас;

— боязнь орфографических и грамматических ошибок;

— интерференция родного языка на уровне слова, фразы, предложения и текста;
— ограниченные навыки самоорганизации, планирования;
— отсутствие идей или способов их выражения.

Как настроить учеников на интересный творческий процесс?

Важно отметить, что для более продуктивного обучения письменной речи, как и для обучения любым другим аспектам языка, требуется мотивация. На уроках необходимо «провоцировать» учеников на письмо, используя креативные технологии, современные технические средства; это сделает урок интереснее и поможет мотивировать учащихся.

Во-первых, любое письменное задание можно представить как интерактивный процесс, происходящий между писателем и читателем. При этом, в качестве потенциального читателя можно представить не учителя, а лучшего друга, сверстника, родителей, редактора журнала, будущего работодателя. Во-вторых, одним из важных аспектов психологического комфорта является выбор тематики и видов заданий.

При обучении письменной речи рассматриваются три вида письменных заданий в зависимости от меры ограничения, помощи и контроля:

Guided writing – учитель направляет учеников в работе по написанию текстов, контролируя выполнение задания предложенными моделями, образцами, языковыми структурами,

Process writing – ученики пишут, что хотят, обращаясь за помощью к учителю в процессе выбора темы, сбора информации, организации и формулирования мыслей,

Unguided writing – ученики пишут свободно, без каких-либо рекомендаций учителя и содействия с его стороны, хотя тема и задание могут быть определены

Как научить умению писать?

Недостаточно просто дать задание, оставить учеников выполнять его самостоятельно, затем собрать и оценить. Существует много возможных шагов между: дать задание и собрать работы. Ученик может научиться умению писать при:

— активной и поэтапной поддержке, помощи в подготовке конечного продукта письменной речи со стороны учителя;

— осознанном подходе ученика к работе, что делает его более самостоятельным в дальнейшем.

Учитель мог бы помочь ученику:

— собрать и обсудить идеи по выбранной теме,

— отобрать идеи и определить их последовательность,

— нарисовать диаграммы и схемы,

— выполнить упражнения с языковыми структурами, изучить элементы грамматики, подходящей для текста,

— прочитать тексты — образцы,

— написать план и сделать черновые наброски.

Вот несколько приемов вовлечения учеников в процесс письменной речи. Можно использовать некоторые из них на уроках при подготовке учеников к письменному самовыражению.

1) Заинтересуйте ученика темой через прочтение или прослушивание интервью, объявления, проблемной статьи, просмотра фильма или демонстрации иллюстрации.

2) Используйте «brainstorming» с целью сбора идей. Принимаются и фиксируются на доске любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Коллективное обсуждение идей и предложений приводит к выбору наиболее перспективных решений.

3) Хороший способ преодолеть страх «пустой страницы» — fast-writing. Ученик начинает писать, не останавливаясь, не беспокоясь о грамматических или орфографических ошибках, пишет до тех пор, пока не услышит «стоп». Написанное может оказаться лишенное смысла и непоследовательное, среди которого найдутся и идеи достойные внимания и обработки.

4) Обеспечение ‘text-starts’ может быть хорошим помощником для плодотворной работы над письменным заданием. Конкретные факты, сформулированные идеи, картинки, ссылки и мнения дают «поддержку» ученику.

5) Одним из наглядных систематизаторов идей является прием fishbone. В «голове» рыбы формулируется проблема. По одну сторону «скелета» представляются аргументы «за», по другую — «против» или положительные – отрицательные качества, или что можно – что нельзя. В «хвосте» рыбы формулируется вывод.

6) Для определения порядка идей примените технику ‘card planning’. Запишите основные идеи текста на отдельных карточках, перекладывая их, определите последовательность.

7) Нарисуйте диаграмму, с помощью линий и стрелок показывающую, как идеи будут логично сочетаться в тексте.

8) Упражнения на перефразирование и реорганизацию с использованием ключевого слова подготавливает ученика к творческому выражению.

9) Развивайте логическое мышление ученика через так называемые ‘strip stories’. Небольшой связный текст разрезается на отдельные предложения, которые необходимо соединить в логической последовательности.

10) Классифицировать и обобщить идеи можно и через word-webs, такое упражнение может оказаться полезным на этапе отбора лексических единиц на заданную тему.

11) Предложите текст-образец, на котором ученик может базировать свою работу. Конечный продукт будет похож на пример своей организацией, характерными грамматическими структурами, стилем, но изменен по содержанию.

Написание сочинений – это искусство и технология. Обучить искусству, разумеется, не просто, но обучить определенным техническим приемам можно и необходимо.

Важно отметить, что основными характеристиками письменной речи являются: развернутость, ясность, связность и аргументированность, что позволяет ей выполнить свою коммуникативную функцию. Письменная речь — это значительно больше, чем механическая запись слов. Владение письменной речью даёт возможность пользоваться уже имеющимися знаниями иностранного языка при общении, находясь вне языковой среды.

Отмечу в заключение, что умение писать на иностранном языке повышает уровень коммуникативной компетенции ученика, так как письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

Список литературы:

Н.Д. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам» Пособие для учителей.- 2 изд. – М: АРКТИ, 2003

Е.Н Соловова «Методика обучения иностранным языкам» Базовый курс лекций. – М: Просвещение, 2006

Jim Scrivener «Learning Teaching» A guide book for English language teachers. – Second Edition — Macmillan

 

×
×