Автор: Бычкова Эльвира Менсуровна
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит на лету»
К.Д.Ушинский
«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят
мир во всей его свежести и первозданности, каждый день они заново
придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать,
и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом.
П. Вайнцвайг
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Педагогу необходимо отвечать педагогическим требованиям и постоянно улучшать свою профессиональную компетентность, нацеливаясь на увеличение эффективности деятельности. Поэтому перед педагогами встает насущная потребность в применении разнообразных и разноплановых инновационных педагогических способов и приемов работы.
Что необходимо современному ребёнку для успешного освоения знаний? Минимум затрат, максимум результат. И в этом может помочь скрайбинг. Это новое иностранное слово совсем недавно появилось в сфере образования.
Скрайбинг — новейшая техника презентации (от английского «scribe» — набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах. Именно он позволяет делать сложные идеи и процессы понятными всем, усваивать информацию более эффективно и успешно заменяет собой скучные и многословные объяснения. Ученые давным-давно доказали, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. При этом через три дня после проведения занятий люди в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % — от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами.
Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? Задействуя одновременно слух, зрение и воображение ребёнок не только лучше понимает, но и запоминает. А еще скрайбинг поможет детям приобрести качества, которые в будущем станут их опорой — это логическое, образное, креативное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые, практические решения.
Как показывает практика, изучение нового материала не всегда проходит легко и просто. Однообразные, рутинные занятия не вызывают интереса у детей и порой не способствуют быстрому запоминанию учебного материала. Такое отношение к занятиям можно легко изменить если использовать технологию «скрайбинг». В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Что произошло, когда мы выросли? У большинства из нас закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Но простые рисунки может нарисовать каждый из нас. Да и мыслим мы не текстом, а именно образами. Когда вы думаете о лесе, что вы представляете: слово «лес» или картинку с лесом? Скрайбинг можно использовать любому человеку каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобно.
Успех скрайбинга объясняется тем, что мозг человека мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.
Виды скрайбингов:
Скрайбинг рисованный (он же классический |
Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. |
Скрайбинг — аппликация |
На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. |
Скрайбинг магнитный |
Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. |
Скрайбинг компьютерный |
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. |
Основные этапы скрайбинга
Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа.
Поэтому выстраиваем подготовку следующим образом:
1. Придумать идею. Она должна быть понятной для аудитории.
2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, о чем у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
3. Отрисовать рисунки-скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чем рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.
Технология «Скрайбинг»
Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который хотите донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа.
Поэтому выстраиваю подготовку следующим образом:
1. Придумать идею. Она должна быть понятной для данной аудитории.
2. Подготовить сценарий. Заранее продумываю и записываю, о чем будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
3. Отрисовать рисунки-скетчи. Монтируя сюжет их количество и скорость, должны совпадать со временем на озвучивание.
Инструменты для скрайбинга
Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.
Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:
— мольберт для рисования маркером, листы бумаги формата А4;
— маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски;
— набор картинок-аппликаций;
— набор готовых картинок, магниты;
Основные заблуждения
«Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам нужно.
«Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на телефон.
«Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
«Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, увидев, как взрослый человек сидит и набрасывает скетчи. Заведите скетчбук и набрасывайте туда скрайбы только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете показать окружающим.
Преимущества скрайбинга:
1. Эффективность – за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.
2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным языком общения.
3. Минимум затрат – для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера (допускается использование других гаджетов).
4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко восстанавливать в памяти прослушанные лекции, доклады, поскольку, как правило, сложная сухая информация преобразуется скрайбером в простые символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.
5. Возможность непрерывного общения со слушателями на протяжении всего выступления.
6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу мероприятия) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.
7. Эффект параллельного следования – звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.
Используя данную технологию в совместной деятельности с детьми, не надо загружать их большим объемом текста, лучше набрасывать им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запоминает, но и заинтересовывается самим процессом. Таким образом, происходит качественное усвоение ключевых моментов изучаемого материала. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину.
Отличительная особенность скрайбинга в работе с детьми в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, зрение, мышление и воображение ребёнка. А когда фиксация простых образов происходит в процессе донесения информации, дошкольники их не только лучше понимают, но и запоминают. Глядя на скрайб-рисунки, ребёнок может воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах.
Использование данной технологии целесообразно и эффективно в воспитательно-образовательном процессе, так как она позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает речь, обогащает словарный запас, увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём , усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Способствует развитию основных психических процессов: память, внимание, образное и логическое мышление.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.
Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем.