Познавательная викторина по экологии «Юные экологи»

Автор: Белоусова Оксана Анатольевна

МДОУ «Детский сад №105»

              Познавательная  викторина по экологии

   «Юные экологи»

                  Подготовила воспитатель: Белоусова Оксана Анатольевна

                                            г. Ярославль

 

 

             Викторина «Юные экологи»

 Цель.

Формирование у детей экологических знаний осознанно правильного отношения к объектам живой и неживой природы.

Задачи.

1. Расширять представления о растительном и животном мире.

2. Развивать логическое мышление, внимание, воображение, зрительную память.

3. Развивать коллективные и творческие способности, кругозор в процессе игры.

4. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Предварительная работа.

1. Заучивание стихов, загадывание загадок о природе и погоде;

2. Беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в Красную книгу;

3. Настольные и дидактические игры о природе и природных явлениях:

«Съедобное — несъедобное»;

«Поле, лес, огород»;

«Рыбаки и рыбки»;

Лото «Домашние и дикие животные».

4. Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

картинки с изображением животных; ящик-загадка, аудиозапись «Голоса птиц», песни «Край наш родной», «Чудесный лес» С. Ранда.

Раздаточный материал:

эмблемы, конверты с карточками животных и птиц.

Ход викторины:

Выходят дети (2 команды) под музыку «Край наш родной».

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. (Дети улыбаются.)

Воспитатель: Дорогие ребята! У каждого из нас есть свой дом. У каждого животного, насекомого, цветка, дерева тоже есть свой дом.

Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля)

Земля — это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте стихи об этом.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Природу надо не только любить, охранять, беречь и приумножать, но её надо изучать и этим мы сегодня займемся.

Приглашаю вас на викторину о природе «Юные экологи».

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного края. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира. В викторине примут участие две команды.

Первая команда «Волчата», вторая команда «Лисята». Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей. Оценивать игру будет наше уважаемое жюри. (Представление жюри.) За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 фишке.

Итак, команды готовы? Тогда начнём!

Приветствие команд.

«Волчата» Девиз: Мы «Волчата» просто класс, победи, попробуй нас!

«Лисята» Девиз: Наш девиз: Не унывать! Все пройди и все узнать!

1 конкурс » Загадки».

Ведущий. Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может

быть название животного, птицы или растения.

— За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается (кошка).

2. Гладишь — ласкается, дразнишь – кусается (собака).

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица (белка.)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы (заяц).

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит (дятел).

6. Спинка зеленоватая, грудка желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика (синица).

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.

Летит — кричит, сядет — молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт (комар).

8. Четыре ноги, пятый — хвост, шестая — грива (лошадь).

9. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой (жираф).

10. Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы (зебры).

2 конкурс «Кто быстрее ответит на вопрос»

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает ёж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

12. Какой гриб носит название лесного хищника? (личиска)

13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

3 конкурс «Растения наши друзья»

Каждой команде предстоит ответить по очереди на 3 вопроса. И так слушаем внимательно…

1. Трава, которую и слепой знает. (Крапива)

2. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (Подорожник)

3. Как называются цветы, которые растут на лугу? (луговые)

4. В этой ягоде много витамина С. А куст, на котором она растет, колючий. (Шиповник)

5. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные).

6. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (Ромашка)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо отвечали. Пора отдохнуть.

Физкультминутка.

Раз – присядка

Два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

Рыжим хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а Мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То двумя, то всеми вместе

Долго топчется на месте.

Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется «Сказочный».

4 конкурс «Сказочный»

В кого превращались?

1. Князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) — в комара, муху, шмеля;

2. Великан — людоед (сказка Ш. Перро) — в льва, в мышь;

3. Одиннадцать братьев — принцев (сказка Г. X. Андерсена) — в лебедей;

4. Гадкий утёнок (сказка Г. X. Андерсена) — в лебедя.

Назовите недостающие имена животных — известных сказочных героев.

1.                Муха. (Цокотуха)

2.                 Курочка. (Ряба)

3.                 Уточка. (Серая Шейка)

4.        Черепаха. (Тортилла)

5.        Оленёнок. (Бемби)

6.       Медведь. (Балу).

5 конкурс «Конкурс капитанов»

В этом конкурсе сразятся капитаны команд, а задание им покажут ребята. (Приглашаются капитаны команд и дети для разыгрывания сценки.)

1-я ситуация (для команды «Волчата»).

Гуляли дети в лесу ранним весенним утром.

— Ой, посмотри, что я нашел. Гнездышко!

— А в нем яичко.

— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

— Мы будем заботиться о нем!

Дети взяли яичко с собой.

Воспитатель: Правильно ли девочки поступили? (Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло).

2-я ситуация (для команды «Лисята»)

Брат с сестрой гуляли по лесу.

— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

— Давай сорвем его и отнесем маме.

Ребята сорвали цветок, и пошли домой.

Воспитатель: Правильно ли поступили дети? (Неправильно. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.)

Молодцы, капитаны, с этим заданием вы справились успешно.

6 конкурс «Кто как кричит?»

Ведущий. Все звери и птицы – это часть живой природы. Они умеют петь, рычать, гоготать. Называет животное или птицу, а дети из двух команд говорят, как они кричат.

1. Голубь – воркует

2. Утка – крякает

3. Филин – ухает

4. Журавль – курлычет

5. Ворона – каркает

6. Воробей – чирикает

7. Медведь – ревет

8. Конь – ржет

9. Овца – блеет

10. Пчела – жужжит

11. Сверчок – стрекочет

12. Комар – пищит.

7 конкурс «Пантомима»

Каждой команде дается карточка с заданием изобразить животное. Затем ребенком показывается пантомима, а команда – соперница угадывает животное. Задание проводится под музыку.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экологическая викторина. Вы очень старались. Четко выполняли все задания, а их ведь было много. Ответственно подошли к выполнению заданий и капитаны команд. Молодцы! Работали дружно, сплочённо в своих командах. Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе: не мусорить, не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда, не ломать муравейники. Молодцы ребята! Если мы все будем соблюдать эти правила, то сможем сохранить красоту нашей природы.

А сейчас жюри подведёт итог, и мы узнаем, кто стал победителем.

×
×