Автор: Вдовина Нина Геннадьевна
«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОВЗ.»
Работая воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, большое внимание уделяю развитию связной речи дошкольников, имеющих проблемы в развитии. Как показывает практика, речевое развитие данной категории детей резко отличается от речи детей в норме. Это обусловлено, прежде всего, незрелостью или недоразвитием психики ребенка, его эмоционально-волевой сферой, когда по определению Л.С.Выготского, существенные стороны психики ребенка сохраняют более раннюю детскую организацию, приводят к более позднему становлению навыков учебной деятельности. Существенным – ведущим – признаком эмоционально-волевого компонента задержки психического развития является низкий уровень познавательной активности, отраженный во всех видах психической деятельности (восприятии, мышлении, памяти, внимания, речи, игре), ребенок медленнее и в меньшем объеме усваивает информацию, поступающую из окружающего мира, у него длительно формируются представления, понятия, различные навыки и умения (Ребенок слушает, но не слышит, смотрит, но не видит). Дети с ОВЗ затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия и речевого развития задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Благодаря работе над связной речью дошкольников, имеющих проблемы в развитии, я пришла к выводу, что у детей можно отметить следующие особенности высказываний у детей с проблемами в развитии:
• короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Чтобы речь моих воспитанников была красивой, плавной, орфографически и грамматически правильной, необходимо в процессе работы над связной речью задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный и даже вкусовой). Одним из способов развития связного высказывания могут служить МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, которые я использую в своей педагогической деятельности. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» — К. Д. Ушинский
Основная цель моего педагогического опыта — развитие связной речи детей через освоение знаний и представлений об особенностях объектов природы, предметов, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях. Введение наглядных моделей в педагогический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:
• развитие связной речи детей;
• формирование словесно-логического мышления, умения формулировать свое мнение, выстраивать высказывание;
• ознакомление с простыми приемами запоминания с использованием разных видов моделей;
• способствовать формированию понимания обращенной речи и словесной инструкции;
• создавать условия для овладения ребенком всеми компонентами устной речи;
• развитие творческого воображения, умения фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы.
Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Выделяют следующие виды наглядного моделирования
• Алгоритм
• Опорные картинки
• Мнемотаблицы
• Схемы (проведение опытов в уголке экспериментирования и т.д.).
Метод наглядного моделирования я использую в работе со всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ текста;
• составление описательного рассказа о предмете;
• составление рассказов по картине;
• заучивание стихов;
• составление рассказа по серии картинок;
• составление рассказа из личного опыта.
Метод наглядного моделирования, направленный на развитие связной речи у детей, требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению. Основными принципами, определяющими эффективность воздействия, являются:
• активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;
• систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);
• практическая направленность;
• доступность и прочность усвоения речевого материала;
• сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.
Применение наглядного моделирования способствует повышению речевой активности у детей , расширению словарного запаса, представлений об окружающем мире. Дети с легкостью могут строить простые и сложные связные высказывания, с удовольствием работают с разными видами моделей.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы воспитателя группы для детей с ЗПР Вдовиной Н. Г. Основная цель данного педагогического опыта — развитие связной речи детей с ОВЗ. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОВЗ, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности, а также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для социализации детей с ОВЗ в современном обществе.
Список литературы:
1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.
2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3.Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.
4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.
5.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.
6.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
7.Широких Т.Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59-62.