«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи с детьми с ОВЗ»

Автор: Вдовина Нина Геннадьевна

«Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОВЗ.»

Работая воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, большое внимание уделяю развитию связной речи дошкольников, имеющих проблемы в развитии. Как  показывает практика, речевое развитие данной категории детей резко отличается от речи детей в норме. Это обусловлено, прежде всего, незрелостью или недоразвитием психики ребенка, его эмоционально-волевой сферой, когда по определению Л.С.Выготского, существенные стороны психики ребенка сохраняют более раннюю детскую организацию, приводят к более позднему становлению навыков учебной деятельности. Существенным – ведущим – признаком эмоционально-волевого компонента задержки психического развития является низкий уровень познавательной активности, отраженный во всех видах психической деятельности (восприятии, мышлении, памяти, внимания, речи, игре), ребенок медленнее и в меньшем объеме усваивает информацию, поступающую из окружающего мира, у него длительно формируются представления, понятия, различные навыки и умения (Ребенок слушает, но не слышит, смотрит, но не видит). Дети с ОВЗ затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначении этих свойств словом. Недостаточность процессов восприятия  и речевого развития задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

        Благодаря работе над связной речью дошкольников, имеющих проблемы в развитии, я пришла к выводу, что у детей можно отметить следующие особенности высказываний  у детей с проблемами в развитии:

•        короткие;

•        отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

•        состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

•        уровень информативности высказывания очень низкий.

     Чтобы речь моих воспитанников была красивой, плавной, орфографически  и грамматически правильной, необходимо  в процессе работы над связной речью задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный и даже вкусовой). Одним из способов развития связного высказывания могут служить МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ, которые я использую в своей педагогической деятельности. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» — К. Д. Ушинский

Основная цель моего педагогического опыта — развитие связной речи детей через освоение   знаний и представлений об особенностях объектов природы,  предметов, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях. Введение наглядных моделей в  педагогический процесс помогает решению ряда коррекционно–развивающих, образовательных и воспитательных задач:

•        развитие связной речи детей;

•        формирование словесно-логического мышления, умения формулировать свое мнение, выстраивать высказывание;

•        ознакомление  с простыми приемами запоминания с использованием разных видов моделей;

•        способствовать  формированию  понимания обращенной речи и словесной инструкции;

•        создавать условия для овладения ребенком всеми компонентами устной речи;

•        развитие творческого воображения, умения фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы.

Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события.  Цель моделирования — обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.   Именно наглядные модели  наиболее применимы   для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

•        геометрические фигуры;

•        символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

•        планы и условные обозначения, используемые в них.

        Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Выделяют следующие виды наглядного моделирования

•        Алгоритм

•        Опорные картинки

•        Мнемотаблицы

•        Схемы (проведение опытов в уголке экспериментирования и т.д.).

      Метод наглядного моделирования я использую в работе со всеми видами связного монологического высказывания:

•        пересказ текста;

•        составление описательного рассказа о предмете;

•        составление рассказов по картине;

•        заучивание стихов;

•        составление рассказа по серии картинок;

•        составление рассказа из личного опыта.

       Метод наглядного моделирования, направленный  на развитие связной речи  у детей, требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению. Основными принципами, определяющими эффективность воздействия, являются:

•        активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;

•        систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);  

•        практическая направленность;

•        доступность и прочность усвоения речевого материала;

•        сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.

        Применение наглядного моделирования способствует  повышению речевой активности у детей , расширению словарного запаса, представлений об окружающем мире. Дети с легкостью могут строить простые  и сложные связные  высказывания, с удовольствием работают с разными видами моделей.

 

Аннотация:

В статье представлен опыт работы воспитателя группы для детей с ЗПР Вдовиной Н. Г. Основная цель данного педагогического опыта — развитие связной речи детей с ОВЗ. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников с ОВЗ, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности, а также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для социализации детей с ОВЗ в современном обществе.

 

Список литературы:

1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3.Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

5.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

6.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

7.Широких Т.Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59-62.

×
×