«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Автор: Корецкая Любовь Ивановна

Корецкая Л.И.,

инструктор по физической культуре

МАДОУ детский сад №2 «Колокольчик» г. Туринска

 

«Пальчиковые игры как средство развития речи

детей среднего дошкольного возраста»

                                                                                                               

       Для обогащения человека дошкольный возраст – это возраст огромных возможностей. Головной мозг у детей младшего возраста развивается интенсивно, совершенствуются функции коры больших полушарий, появляется новая функция – способность обобщать, на основе которой ребенок может предвидеть последствия своих поступков. У ребенка формируется важный вид человеческого поведения – опытно — экспериментальная деятельность [3].

      У воспитанников средней группы растет потребность в общении, они учатся применять речь и невербальные средства общения, принимают на себя роль игрового персонажа, овладевают фонетической стороной языка, правильно произносят почти все звуки, используют в речи интонацию, умеют изменять голос, темп речи; употребляют видовые и родовые понятия, используют разные типы предложений [2].

      Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры.

     Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей младшего и среднего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого.

      Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, следует научить его выполнять те же движения другой, а затем и двумя руками.

      Целесообразно начинать играть с детьми в пальчиковые игры с раннего возраста, постепенно усложняя перед ними задачи (движения, тексты, мимику, темп). Пальчиковые игры помогают строить добрые отношения между детьми, между взрослым и ребенком, устанавливать тесный доверительный контакт с ребенком, так как обучение любой игре следует начинать с индивидуального подхода. Персонажи и образы наших игр – пчелы и медведь, коза и зайчик, дерево и птица – нравятся детям любого возраста, они всегда положительно на них откликаются. Некоторые пальчиковые игры готовят детей к счету (Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать…). В других он должен действовать сразу двумя руками (Пчелки), что помогает лучше осознать понятия «выше – ниже», «лево – право», «сверху – снизу». Некоторые игры, в которых пальчики действуют поочередно или их называют по очереди, напоминают маленькие сказочки («Два толстых поросенка», «Кто в лесочке живет?»), и выполнить их самостоятельно могут дети среднего возраста при определенной целенаправленной работе [1].

    Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству, если они сами начинают придумывать движения к тексту, пусть даже не очень удачные, их обязательно следует хвалить.

    Наибольшее внимание дошкольников привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движений, речи и музыки радует детей и позволяет проводить речевые игры наиболее эффективно.

     В системе работы с детьми пальчиковые игры помогают организовывать детей, удерживать их внимание, заинтересовывать их разными темами. Дети охотно выполняют движения, легко запоминают стихи и эмоционально заряжаются такими играми.

     Выполняя пальчиками разные упражнения, дети постепенно достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благотворное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи).

     Использование пальчиковых игр в режиме дня средних дошкольников позволяет разнообразить их представления о предметах, животных, явлениях, людях; активизировать их внимание перед продуктивной деятельностью (аппликацией, лепкой, рисованием), давать паузу во время разных видов деятельности, содействовать развитию внимания, памяти, координации движений рук и речи. Данные игры всегда носят для детей яркий, эмоционально – положительный характер.

 

Список использованной литературы

1.                  Железновы Е. и С. Пять поросят. Пальчиковые игры. М. Изд.: Твик — Лирек, CD,2008.

2.                  Крылова Н.М. Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. Пермь, «Книжный мир», 2005.

3.                  Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.

4.                  Савина П.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. Изд-во «Родничок», 1999.

5.                  Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М. Изд-во ЭКСМО, 2007.

6.                  Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. Изд. ЭКСМО, 2005.

×
×