Автор: Светлана Владимировна Сметанина
Методическая разработка
Конспект НОД
«Скоро весна. Безопасное поведение на льду водоёма».
Возрастная группа: подготовительная (5-6 лет)
Форма организации: подгрупповая
Цель: знакомство детей с правилами поведения на водоёмах весной.
Задачи:
— расширить знания детей о свойствах льда весной;
-сформулировать совместно с детьми правила безопасности на льду водоёма;
— развивать внимательность, прозорливость.
-воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
Образовательные области: Физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседа о зиме, о весне, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Планируемый результат: умеет поддерживать беседу о безопасном поведении на водоемах зимой, весной , рассуждает, высказывает свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Ход НОД:
«Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку.
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (Зима)
Как называется наше село? (Мостовское)
Как называется речка в нашем селе? (Мостовка)
Ребята, а вот река, речка, озеро – можно назвать одним словом водоём.
А что происходит с водоёмами зимой? ( они замерзают, покрываются льдом).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас лежит в тарелочках?
Воспитатель: Рассмотрите их, потрогайте. Какие на ощупь льдинки — тёплые или холодные?
Воспитатель: Одинаковой ли толщины льдинки?
Воспитатель: Есть разные кусочки льда: толстые и тонкие. Прозрачный лед или нет? Видно ли что-нибудь через льдинку?
Воспитатель: Какая льдинка на солнце, в свете лампы?
Воспитатель: Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? Давайте попробуем это сделать.
Воспитатель: Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки?
Воспитатель: Из чего же получается лед?
Воспитатель: Если лед превращается в воду, а можно ли из воды получить лед? А как можно это сделать?
Воспитатель: Зимой вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться.
Воспитатель: Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось?
Правила безопасности на льду водоёма:
1. Не выходите на тонкий лёд в начале зимы и в начале весны.
2. Запомните, что весной лёд ломается бесшумно, а в начале зимы с хрустом и треском.
3. Двигайтесь по натоптанным следам и тропинкам.
4. Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь.
5. Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
6. Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоёма, а в конце – участки возле берега.
Физминутка
«Я однажды потерялся… .»
Я однажды потерялся – (изобразить испуг)
Только быстро догадался (слегка стукнуть себя по лбу, улыбнуться)
Посмотрел туда- сюда (повороты)
Нету мамы вот беда (развести руки в стороны, внизу)
Побежал направо я (бег на месте)
Мама не нашлась моя (руку козырьком)
Побежал налево я (бег на месте)
Мама не нашлась моя (руку козырьком)
Повернулся я вокруг (повороты вокруг себя)
Может быть увижу вдруг (руку козырьком)
Нет, я решил стоять (руки скрестить на груди)
И на месте маму ждать.
Воспитатель: У меня есть разрезные картинки и я хочу посмотреть, как вы их умеете собирать.
Игра «Разрезные картинки» (ситуации на тему тонкого льда).
Рассказ воспитателя:
Весной, когда начинает пригревать солнышко, лёд на водоёмах становится рыхлым, вода просачивается сквозь него и заполняет следы, ломается лёд без треска. В конце зимы наиболее опасными становятся места возле берега и под мостами. Запомните дети, что на подтаивающий весной лёд, выходить нельзя!
Воспитатель: А что делать, если все-таки беда случилась? И Кто-то провалился в воду?
Воспитатель: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался. Надо быстро звать на помощь. Не подходить близко к провалившемуся, а лечь на лед подальше. Кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку), за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?
Рефлексия
Воспитатель: Что происходит с водой, если наступают морозы?
Воспитатель: Чем опасен водоём весной?
Воспитатель: Какие места водоём в конце зимы становятся опасными?
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами приобрели новые знания по безопасному и заботливому отношения к своему здоровью.
«Спасибо скажем»
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!