ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Автор: Алина Анатольевна Бондарь

Орехова Наталья Викторовна,

директор, методист, ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»

Бондарь Алина Анатольевна, заместитель директора, педагог- организатор, ГБУДО «Белгородский               областной Дворец детского  творчества»

 Кравцова Людмила Николаевна,заведующий отделом, педагог- организатор,ГБУДО «Белгородский             областной детского творчества»

 

ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА 

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы по проекту «Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дополнительном образовании «Радость открытия», который был реализован в Белгородской области. Показано межведомственное сотрудничество по реализации проекта, по разработке и внедрению адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей с РАС, проведению коллективно-творческих дел и фестивалей для детей РАС, по повышению квалификации педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, проект, дети с ограниченными возможностями здоровья, расстройства аутистического спектра, адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, общественные организации, адаптация, социализация ребёнка.

Дополнительное образование является одним из важных условий успешной социализации детей, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ст. 75) отмечено, что дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени [1].

Государство гарантирует всем детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детям-инвалидам, реализацию прав на образование, соответствующего их потребностям и возможностям вне зависимости от степени и тяжести нарушения психического развития, способности к освоению уровня образования. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» ставит ключевой задачей к 2024 году охватить 70% детей с ОВЗ программами дополнительного образования.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны нарушения речевого развития, нарушения в социальном развитии, неспособность к формированию общения; трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков.

С целью вовлечения детей с расстройствами аутистического спектра в дополнительное образование в Белгородской области с февраля 2020 г. по декабрь 2021 г. реализовывался региональный проект «Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра в дополнительное образование «Радость открытия». Руководитель проекта – Н.В. Орехова, директор ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества».

В данном проекте был отработан механизм межведомственного взаимодействия департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования, управления культуры Белгородской области, управления физической культуры и спорта Белгородской области, Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения, 20 муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, регионального модельного центра дополнительного образования детей, организаций дополнительного образования, общественных организаций, бизнес-сообщества и родительской общественности.

Цель проекта: к концу 2021 г. увеличение охвата детей с РАС в возрасте от 5 до 18 лет, вовлечённых в дополнительное образование, с 20% до 45% в 20 муниципальных образованиях Белгородской области от общего числа, выявленных по итогам мониторинга в феврале 2020 г. Согласно проекту предполагалось вовлечь в дополнительное образование детей с РАС из не менее 171 семьи. В проекте решались следующие задачи:

– разработать и внедрить в «Навигатор дополнительного образования детей Белгородской области» не менее 20 новых адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

– обучить не менее 120 педагогов на курсах повышения квалификации;

– провести не менее 40 коллективно-творческих дел для детей и родителей;

– провести 20 диалоговых площадок для родителей;

– провести 6 практико-обучающих семинаров для педагогов и не менее 2 фестивалей детского творчества;

– заключить не менее 3 соглашений о сотрудничестве с общественными организациями;

– выпустить не менее 300 рекламных буклетов о проекте.

В ходе реализации проекта осуществлялся регулярный мониторинг потребности в получении дополнительного образования.

Проведённый в феврале 2020 года входной мониторинг позволил выявить 144 ребёнка с РАС, изъявивших желание заниматься в системе дополнительного образования. По состоянию на 10 декабря 2020 г. 287 детей с РАС и их родители были готовы обучаться по программам дополнительного образования 5 направленностей. В декабре 2021 г. было выявлено 366 обучающихся с РАС и их родителей, желающих продолжить обучение в постпроектной деятельности в системе дополнительного образования

Педагогами дополнительного образования государственных и муниципальных организаций дополнительного образования были разработаны 204 адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы по следующим направленностям: 13 технической направленности; 97 художественной направленности; 14 естественнонаучной направленности; 43 социально-гуманитарной направленности; 37 физкультурно-спортивной направленности. Разработанные и утверждённые на педагогических советах организаций дополнительного образования Белгородской области адаптированные дополнительные общеобразовательные программы в начале 2020 учебного года были презентованы родительской общественности и размещены в Навигаторе дополнительного образования детей Белгородской области.

В настоящее время 361 ребёнок с РАС вовлечены и занимаются по широкому спектру адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программам. Дети успешно осваивают декоративно-прикладное творчество, конструирование из бумаги, эстрадный вокал, хореографию, гончарное искусство, войлоковаляние, изобразительное и театральное творчество, элементы робототехники, обучаются умениям кулинарии, развивают коммуникативные навыки, учатся выстраивать отношения с окружающимися, заминаются адаптивной физкультурой.

Все адаптированные программы составлены с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей с РАС: например, нарушение основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы). В целях предупреждения утомляемости обучающихся составляющими каждого учебного занятия являются создание благоприятного психологического климата, ситуаций успеха, смены видов деятельности. В результате этого ребёнок активно вовлекается в образовательный процесс, выполняет рекомендации педагога, переключается с одного посильного вида деятельности на другой.

Подготовка педагогических работников, реализующих АДО(О)П для детей с РАС, осуществлялась через курсовую подготовку на базе федеральных и региональных организаций высшего образования и проведение обучающих семинаров. В рамках проекта прошли обучение 157 педагогов дополнительного образования (по плану проекта – не менее 120). В 2020 г. 21 педагог дополнительного образования Белгородской области прошел обучение в дистанционной форме на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», 66 педагогов прошли курсы повышения квалификации на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», 4 педагога в дистанционной форме прошли курсы повышения квалификации на базе ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по дополнительной профессиональной программе «Разработка адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, в том числе проявившими выдающиеся способности в творчестве, в науке и в спорте». В 2021 г. (сентябрь-декабрь) 66 педагогов прошли обучение на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования».

Наши педагоги освоили клинико-психологические проблемы детского аутизма, особенности психического развития при детском аутизме, основные направления психолого-педагогической коррекции детей с аутизмом.

В целях повышения уровня профессиональных компетенций педагогических работников, реализующих АДО(О)П для детей с РАС, проведено 6 практико-обучающих семинаров, где вопросы применения современных технологий, методов и приёмов обучения и социализации детей с расстройствами аутистического спектра, представлялся позитивный опыт работы педагогов дополнительного образования, реализующих АДО(О)П для детей с РАС. В работе семинаров принимали активное участие представители родительской общественности, специалисты Белгородского института развития образования, Белгородская региональная общественная организация «Синяя птица». В рамках проекта были разработаны и опубликованы «Сборник  адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей с РАС» и «Сборник методических рекомендаций для педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС», разработанный специалистами «БелИРО».

Для детей с РАС и их родителей с августа по сентябрь 2020 г. было проведено 57 диалоговых площадок, в которых приняли участие 158 представителей родительской общественности. В ходе работы площадок обсуждались вопросы взаимодействия родителей и педагогов по обучению и социализации детей с РАС. Было отмечено, что каждый ребёнок требует индивидуального подхода и при помощи усилий педагогов, при деятельной поддержке родителей жизнь ребёнка может быть изменена к лучшему.

С ноября 2020 г. по декабрь 2021 г. было проведено 109 коллективно- творческих дел, в которых приняли участие более 500 детей с РАС и их родителей. Дети и родители изготовили поделки, получили заряд творческого вдохновения и положительных эмоций. Изготовленные ими оригинальные поделки украсили выставки творческих работ. При этом на сайте Белгородского регионального модельного центра дополнительного образования создана web-страница для родителей детей с РАС, на которой размещена информация о всех программах дополнительного образования, реализующихся в Белгородской области, изготовлен и размещён электронный вариант буклета на всех сайтах детских садов и школ муниципальных образований Белгородской области, в которых обучаются дети с РАС.

В рамках реализации проекта «Радость открытия» были заключены соглашения между департаментом образования области и 3 общественными организациями в сфере помощи семьям с детьми с РАС по вопросу организации дополнительного образования: Белгородская региональная общественная организация «Синяя птица», Белгородская региональная общественная организация «Мир без границ» и  общественная организация  «Родительская инициатива».

С целью раскрытия творческого потенциала детей для детей с РАС и их более полной социальной адаптации в современном мире в ходе проекта было проведено 2 региональных фестиваля детского творчества «Радость открытия». За 2 года 228 ребёнка с РАС стали победителями и призёрами фестивалей детского творчества на региональном уровне. Информация о ходе реализации регионального проекта «Радость открытия» размещена на сайте Правительства Белгородской области, на сайтах департаментов образования и кадровой политики Белгородской области, Белгородского областного Дворца детского творчества, в средствах массовой информации, в социальной сети «Вконтакте».

Несмотря на то, что проект завершён, построектная деятельность активно продолжается. Проведённый итоговый мониторинг востребованности адаптированных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ во II полугодии 2021-2022 учебного года показал, что наиболее востребованными по-прежнему остаются художественная и физкультурно-спортивная направленности. 92% родителей детей с РАС, опрошенных в социальной сети «Вконтакте», заинтересованы в занятиях физкультурно-спортивной направленности. В рамках данного проекта в области реализуется 37 АДО(О)П физкультурно-спортивной направленности, по которым обучаются 107 детей с РАС. Количество групп физкультурно-спортивной направленности в следующем году будет увеличиваться. В рамках постпроектной деятельности запланировано: проведение промежуточного и итогового мониторинга востребованности адаптированных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в I и во II полугодии 2022-2023 учебного года; разработка и внедрение в образовательный процесс новых АДО(О)П для детей с РАС, учитывая пожелания родителей; повышение квалификации педагогов дополнительного образования для работы с детьми РАС.

Подводя итоги реализации данного проекта, можно отметить, что система дополнительного образования Белгородской области привлекла 361 ребёнка с РАС и их родителей к творческой деятельности. В своём арсенале она имеет множество методов и приёмов, позволяющих сформировать у ребенка с РАС способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, целенаправленно использовать речь для коммуникаций с ними в различных социальных ситуациях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захаренко А.С., Рокицкая Ю.А., Шепель Т.А., Платонова А.В., Гагина И.П., Тряскина И.П., Полякова Г.С., Шкилонцева О.В. Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — Ч: ЧГПУ, 2016.- 130 с.

2. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутистичными детьми. М.: Теревинф, 2003-70 с.

3. Серго Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка-аутиста: методическое пособие для педагогов, дефектологов, психологов, логопедов. ‒ Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2016 ‒ 92 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых / КонсультантПлюс (consultant.ru)

5. Национальный проект «Образование» 2019-2024 (strategy24.ru)

 

×
×