«Тренинг как эффективный метод в профилактике аддиктивного поведения в образовательном учреждении»

Автор: Седалищева Агафья Афанасьевна

В наше время предлагается масса профилактических программ, проектов использующих традиционные методы, которые не очень результативны. В МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им. С.А.Новгородова профилактическая работа аддиктивного поведения направлена на создание для обучающихся положительной обстановки, а также на привитие здорового образа жизни. Из опыта работы можно отметить, что одним из эффективных подходов в профилактике аддиктивного поведения является психологический тренинг.

         Тренинг – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки безопасного поведения и устойчивости к давлению сверстников или других людей.

Цель: исследование эффективного психологического тренинга как метода эффективной профилактики аддиктивного поведения у обучающихся.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности личности испытуемых: тревожность, самооценка, агрессия.

Объектом исследования явились обучающиеся в возрасте 14 — 15 лет. Всего в исследовании приняло участие 66 обучающихся 8-9 классов МБОУ Чурапчинская СОШ им.С.А.Новгородова.

Актуальность исследования обусловлена тем, что по данным официальной статистики процент детей и подростков с аддиктивным поведением, достаточно велик. Это ведет за собой целый ряд социальных и личностных проблем. В связи с этим особенно важно проводить грамотно спланированную, целенаправленную и конкретную профилактическую работу с подростками, которая позволит снизить риск формирования зависимостей. В моем случае это психологический тренинг, направленный на профилактику аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции. 

Для исследования проблемы в моем исследовании использовала следующие методики и методы:

1. Методика выявления уровня тревожности у подростков Спилбергера -Ханина.

2. Методика диагностики агрессивности по опроснику Басса-Дарки.

3. Методика измерения самооценки подростков Дембо_Рубинштейна.

5. Социально-психологический тренинг.

Этапы исследования:

1. Организационный этап, целью которого является выявление группы подростков склонных к аддиктивному поведению. На данном этапе было продиагностировано 66 подростков, из которых 12 были отобраны как испытуемые с выраженной склонностью к аддиктивному поведению.

2. Практический этап, целью которого является разработка программы психологического тренинга; осуществить подбор необходимых методик. На данном этапе была составлена программа психологического тренинга, которая состоит из 8  занятий.

3. Психокоррекционный этап. На данном этапе была реализована психокоррекционная программа с группой обучающихся, склонных к аддиктивному поведению.

4. Сравнительный этап. На данном этапе нами были повторно диагностированы обучающиеся после тренинговых занятий и сравнивались полученные данные.

На первом этапе исследования проведена диагностическая работа в октябре 2021 года.

Результаты диагностической методики Спилбергера Ханина по выявлению тревожности из 66 исследованных обучающихся.

Результаты диагностической методики агрессивности Басса-Дарки:

 

Результаты по методике изучения самооценки Дембо –Рубинштейна:

Выявлены 12 обучающихся  наиболее склонных к аддиктивному поведению. После разработки программы психологического тренинга, проведены 8 занятий по профилактике аддиктивного поведения и личностного роста необходимых для успешной социализации, адаптации, снижения риска аддиктивного и отклоняющегося поведения. В своих тренингах я вижу основу эффективности работы по направлениям в привлекательности для подростков форм, методических средств и тем занятий.

После проведенных занятий для экспериментальной группе, социально-психологического тренинга, проведена сравнительная диагностика в феврале 2022 года.

Результаты диагностической методики Спилбергера Ханина по выявлению тревожности из 12 исследованных обучающихся (на первичном этапе все 12 показали высокий уровень).

Результаты диагностической методики агрессивности Басса-Дарки (на первичном этапе все 12 были с высоким уровнем агрессивности и 9 с высокий уровнем враждебности):

 

Результаты по методике изучения самооценки Дембо –Рубинштейна (с заниженной самооценкой на первичном этапе были 4 обучающихся, с завышенной 8):

Выводы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Разработанная программа психологического тренинга (по результатам «Методики выявления уровня тревожности Спилбергера-Ханина») способствовала снижению уровня общей, личностной и ситуативной тревожности.

2. Благодаря проведению психокоррекционной работы  (по «Методике диагностики агрессивности Басса_Дарки») уровень агрессивности данных испытуемых также понизился до адекватного уровня.

3. Программа тренинга также оказала позитивное влияние на коррекцию самооценки (Методика Дембо Рубинштейна).

Следовательно, на основе полученных результатов исследования можно сделать вывод о том, что коррекция посредством психологического тренинга является наиболее эффективным средством профилактики аддиктивного поведения среди обучающихся.

 

Список литературы:

1.     Березовский А.Э. Некоторые социально-психологические особенности аддиктивного поведения. www.psycheya.ru. — 2007.

2.     Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений// Групповая психотерапия. Под. ред. Карвасарского Б.Д. С. Ледера. М.Медицина. 1990.

3.     Качачов В. Г. Об аддикциях и аддиктивном поведении // Мир психологии № 3 , 2006.

4.     Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Новосибирск 1998.

5.     Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- М.: Владос, 2001. — Кн. 2: Психология образования.

6.     Новикова, А. А. Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения / А. А. Новикова. — [Текст : непосредственный] // Молодой ученый. — 2009. — № 5 (5). — С. 191-198. — URL: https://moluch.ru/archive/5/342/ (дата обращения: 14.12.2020).

7.     Познякова С., Картошова О., Пономаренко А. Общение и обучение через психотехники, тренинги, игры. Часть 1. — Алматы. Центр Защиты Детства, 2002.

8.     Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. М.: Генезис, 2001.

9.     Четвереков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности. Диссертация канд. псих. наук. Новосибирск. 2002.

10.                       Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. — М.: Педагогика, 1979.

11.                       Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Исследование условий формирования самооценки при аддиктивном поведении гашишной наркомании у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. — 1991. — №2.

 

 

 

 

×
×