Новые тенденции современного исполнительства в концертном и педагогическом репертуаре для струнных народных инструментов.

Автор: Семендяев Виктор Алексеевич

МБУДО «ДМШ № 1» г. Новомосковска Тульской области.

Преподаватель Семендяев Виктор Алексеевич.

 

Новые тенденции современного исполнительства в концертном и педагогическом репертуаре для струнных народных инструментов.

 

Приступая к разучиванию музыкального произведения по нотам, педагог прежде всего дает возможность учащемуся услы­шать его, помогает понять характер, образность, эмоциональ­ность содержания.

Работа над качеством звука и над ощущением гармонии тесно увязывается с развитием ощущения динамического разнообразия звучания.

В современном оригинальном репертуаре для струнных народных инструментов обнаруживаются свойства и тен­денции, родственные другим камерным областям — виолончельной, скрипичной, фортепианной, органной музыке. Таковы углубление в психологический мир личности, объективирование и интеллектуали­зация лирики, усложнение средств выражения, обращение к таким техникам, как атональная, додекафонная, сонорная, пуантилистическая и др. Все это получает специфическое тембровое преломление.

Вместе с тем, своеобразная роль инструмента в музы­кальной культуре, тенденция его восприятия как народного продол­жают оказывать влияние на композиторов.

Современные поиски новых художественных образов и средств их воплощения имеют в основе качественный рост исполнительского мастерства, что и позволяет струнникам решать серьезные твор­ческие задачи.

Новые тенденции в музыке для струнных народных инструментов получают противоречивые оценки, вызывают споры и разногласия.

Новые образные черты отражаются в произведениях, тесно свя­занных с фольклорными истоками — в обработках, вариациях, фанта­зиях на народные темы. Исходными здесь являются образы самой на­родной музыки, заключающие в себе большую обобщенность и многозначность. Поэтому эмоциональный строй обработок и фантазий, с одной стороны, задан фольклорным первоистоком; с другой — сама внутренняя насыщенность последнего, многовариантность возможно­стей его прочтения предоставляют композиторам богатый выбор вы­разительной трактовки избираемого материала, что ведет к различ­ным результатам в зависимости от творческой индивидуальности ав­тора.

Обогащение жанра обработки, вариаций, фанта­зий драматургическими завоеваниями «академической» музыки пред­ставляет собой шаг вперед в развитии репертуара струнников.

Новым для пьес на народную тему является использование разработочных принципов — остинатности, секвентности, — служащих для создания напряженного звучания.

Современное исполнение произведений В.Андреева, Н.Фомина, С.Василенко – благодаря новым возможностям музыкальных инструментов, выгодно отличается от исполнения того времени. Но очень важно, при этом, сохранять традиции, академичность звучания этих произведений.

     

 

 «Русское образование — удивительное, уникальное — можно сравнить с совершенным биологическим организ­мом, подаренным нам природой: оно питается не только большими артериями (консерваториями), но и мелкими (училищами), разветвляясь до тончайших, как нити, капил­ляров (школ), поддерживающих все кровообращение, снаб­жающих кровью все периферические окончания… Такой представляется мне русская школа.» (Л.Наумов)

     

 

 Г. Нейгауз в своей книге „Об искусстве фортепианной игры» пишет: „Музыка — искусство звука… раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком… Овладе­ние звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, которые должен разрешать пианист».

Эти высказывания Г. Нейгауза чрезвычайно важны. Педа­гоги на начальном этапе обучения должны со всей ответствен­ностью заняться воспитанием и развитием звуковых качеств исполнения у своих учеников.

Характер основных звуковых задач на разных этапах обу­чения остается неизменным. Один этап от другого отличается лишь степенью трудности проходимого музыкального репер­туара. Поэтому важнейшую работу над звуком следует вести с начала обучения.

×
×