Автор: Семендяев Виктор Алексеевич
МБУДО «ДМШ № 1» г. Новомосковска Тульской области.
Преподаватель Семендяев Виктор Алексеевич.
Новые тенденции современного исполнительства в концертном и педагогическом репертуаре для струнных народных инструментов.
Приступая к разучиванию музыкального произведения по нотам, педагог прежде всего дает возможность учащемуся услышать его, помогает понять характер, образность, эмоциональность содержания.
Работа над качеством звука и над ощущением гармонии тесно увязывается с развитием ощущения динамического разнообразия звучания.
В современном оригинальном репертуаре для струнных народных инструментов обнаруживаются свойства и тенденции, родственные другим камерным областям — виолончельной, скрипичной, фортепианной, органной музыке. Таковы углубление в психологический мир личности, объективирование и интеллектуализация лирики, усложнение средств выражения, обращение к таким техникам, как атональная, додекафонная, сонорная, пуантилистическая и др. Все это получает специфическое тембровое преломление.
Вместе с тем, своеобразная роль инструмента в музыкальной культуре, тенденция его восприятия как народного продолжают оказывать влияние на композиторов.
Современные поиски новых художественных образов и средств их воплощения имеют в основе качественный рост исполнительского мастерства, что и позволяет струнникам решать серьезные творческие задачи.
Новые тенденции в музыке для струнных народных инструментов получают противоречивые оценки, вызывают споры и разногласия.
Новые образные черты отражаются в произведениях, тесно связанных с фольклорными истоками — в обработках, вариациях, фантазиях на народные темы. Исходными здесь являются образы самой народной музыки, заключающие в себе большую обобщенность и многозначность. Поэтому эмоциональный строй обработок и фантазий, с одной стороны, задан фольклорным первоистоком; с другой — сама внутренняя насыщенность последнего, многовариантность возможностей его прочтения предоставляют композиторам богатый выбор выразительной трактовки избираемого материала, что ведет к различным результатам в зависимости от творческой индивидуальности автора.
Обогащение жанра обработки, вариаций, фантазий драматургическими завоеваниями «академической» музыки представляет собой шаг вперед в развитии репертуара струнников.
Новым для пьес на народную тему является использование разработочных принципов — остинатности, секвентности, — служащих для создания напряженного звучания.
Современное исполнение произведений В.Андреева, Н.Фомина, С.Василенко – благодаря новым возможностям музыкальных инструментов, выгодно отличается от исполнения того времени. Но очень важно, при этом, сохранять традиции, академичность звучания этих произведений.
«Русское образование — удивительное, уникальное — можно сравнить с совершенным биологическим организмом, подаренным нам природой: оно питается не только большими артериями (консерваториями), но и мелкими (училищами), разветвляясь до тончайших, как нити, капилляров (школ), поддерживающих все кровообращение, снабжающих кровью все периферические окончания… Такой представляется мне русская школа.» (Л.Наумов)
Г. Нейгауз в своей книге „Об искусстве фортепианной игры» пишет: „Музыка — искусство звука… раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком… Овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, которые должен разрешать пианист».
Эти высказывания Г. Нейгауза чрезвычайно важны. Педагоги на начальном этапе обучения должны со всей ответственностью заняться воспитанием и развитием звуковых качеств исполнения у своих учеников.
Характер основных звуковых задач на разных этапах обучения остается неизменным. Один этап от другого отличается лишь степенью трудности проходимого музыкального репертуара. Поэтому важнейшую работу над звуком следует вести с начала обучения.