Реализация приоритетов федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в деятельности образовательной организации.

Автор: Федулова Марина Николаевна

ДОКЛАД

Реализация приоритетов федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в деятельности образовательной организации. 

XXI век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых актуальных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из серьезных проблем общества.

Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

            В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Образование как открытая социальная система не может функционировать вне событий, происходящих в нашей стране и обществе. Поэтому особенно важным сегодня является формирование национально-культурного самосознания у каждого гражданина с самого юного возраста.

«Ребенка с детства необходимо знакомить с культурой и традициями нашей многонациональной земли, прививать положительное отношение к истории Отечества, подкрепляя основами культурно-исторических знаний.

В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. Патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

О важности воспитания в образовательном процессе сказал в своем видеообращении к участникам педагогического совещания министр просвещения России Сергей Кравцов. Он сообщил о том, что Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о создании движения детей и молодежи, связанного с защитой их интересов, помощью в воспитательной работе и профессиональной ориентации ребят, содействием в формировании мировоззрения на основе традиционных ценностей нашей страны.

«События последних месяцев, международная напряженность показали, как важно находиться в постоянном контакте с детьми. Мы должны подавать им достойный пример, воспитывать молодежь в духе гражданственности, патриотизма. Как дома, в семейном кругу, так в детских садах, школах, колледжах. Мы усиливали и продолжаем усиливать историческое просвещение. Дети должны иметь полное представление о том, кто их предшественники, какие выдающиеся, великие люди творили историю Россию, знать об их ратных подвигах и трудовых свершениях», — отметил Сергей Кравцов.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации .

Программа воспитания обучающихся в нашей школе разработана на основе  государственной  программы  и федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в деятельности образовательной организации. Она определяет содержание и основные пути развития системы гражданско-патриотического воспитания  в школе, ее основные компоненты направлены на дальнейшее формирование гражданско-патриотического сознания  обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Воспитание гражданина страны –  одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитывать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

  Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Подросток  должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.

В ходе совещания хотелось бы отметить работу и опыт именно нашей школы, наших коллег по формированию  у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности и для достижения этой цели решались  следующие задачи:

— стимулировали познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, области;

— формировали способности к общению, сопереживанию;

— развивали творческие способности, знакомили с традициями области, страны, достижениями людей, земляков;

— воспитывали  трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;

— развивали чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;

— воспитывали  у детей неприятие агрессии.

 

 

       Решая задачи патриотического воспитания, строили свою работу в соответствии с местными условиями. Применяя в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.

Работа по патриотическому воспитанию школьников носит системный характер. Во внеурочной деятельности есть разнообразные мероприятия по военной тематике: устные журналы, акции, мы создавали с ребятами видеоролики о героях земляках, проводили радиолинейки в дни памяти, принимали участие в митингах. «Бессмертный полк» для учащихся  — это не просто акция, но это символ величия человеческого духа, отваги, мужества, вечной славы и беззаветной любви к Отечеству и  своему народу, это сохранение в каждой российской семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

В условиях глобальных вызовов современного мира с 1 сентября у школ новые задачи – организовать изучение государственных символов России, проводить церемонии поднятия флага и исполнения гимна. Поднимать флаг будут в начале учебной недели, спускать – в конце учебной недели. Также Государственный флаг могут поднять во время торжественных мероприятий в школе. Исполнять Государственный гимн РФ будут в школе перед первым уроком в день начала нового учебного года, во время проводимых воспитательных, конкурсных, торжественных мероприятий, линеек, а также еженедельно.

Важнейшим символом российского государства выступают его государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования.

Государственные символы — консолидирующая основа формирования общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, включается в изучение на всех уровнях образования при реализации основных и дополнительных образовательных программ, программ воспитания.

Изучение и использование государственных символов Российской Федерации необходимо осуществлять в соответствии с федеральными конституционными законами и нормативными правовыми актами:

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. (статья 70).

 

2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г., 8 ноября 2008 г., 23 июля, 28 декабря 2010 г., 21 декабря 2013 г., 12 марта 2014 г., 1 сентября 2014 г.).

 

3. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ (ред. от 20 декабря 2017 г.) «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 10 ноября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 23 июля 2013 г., 12 марта 2014 г., 20 декабря 2017 г., 30 декабря 2021 г.).

 

4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.) «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 22 марта 2001 г., 21 декабря 2013 г.).

 

5. Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 561 «Вопросы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации».

 

6. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

В целях исполнения подпункта «а» пункта 1 перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с общественностью по вопросам общего образования 25 августа 2021 г. от 30 сентября 2021 г. № 1845 об использовании государственных символов Российской Федерации в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, а также согласно протокольному решению по итогам заседания Межведомственной комиссии по историческому просвещению от 24 марта 2022 г. № 2 в части разработки и поэтапного внедрения (начиная с 12 апреля 2022 г.) предложений и комплекса мер по изучению истории государственных символов Российской Федерации, церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации и исполнению Государственного гимна Российской Федерации (краткой версии) в практику работы государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, учреждений среднего профессионального образования, Минпросвещения России с учетом рекомендаций Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации разработаны методические рекомендации  по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации

          В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, воспитатели, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

           Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

           Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что проводимая мной работа по патриотическому воспитанию поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.

×
×