Калмыцкий Новый Год «Зул»

Автор: Азаматова Баирта Бадмаевна

                            МКОУ «Молодежненская СОШ»

 

     

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнила: Ергалиева Амира Маратовна

                                                                                         Ученица 7 класса

                                                                                         МКОУ «Молодежненская СОШ»

                                                                                         Проверила: учитель ИКРК Азаматова Б.Б

 

 

                                                            2022-2023 учебный год.

 

Содержание.

 

1.  Введение.                                                   стр:1

2.  Основная   часть.                                       стр:2-6

-Новый год (Зул и Җилин Эзн).

-День рождения нации.

-Обряд продления жизни.

-Обряд «йисн һол».

3.Заключение.                                            стр:7

4. Библиография.                                      стр:8

 

 

 

 

 

 

2. Основная часть.

 Новый год  ( Зул и Җилин  Эзн).

     Тема Нового года — одна из самых разноречивых в исследованиях о калмыцкой культуре. Так, американская исследовательница П.Рубель называет праздник Цаһан Сар «буддийским белым месяцем», «буддийским новым годом», а Зул — просто «Новым годом», автор книги о французских калмыках Ф.Обэн так же указывает на два Новых года — Зул и Цаһан Сар.

      Х.Б.Кануков  называл другие – Зул и Җилин  Эзн. И все эти авторы по- своему  правы.Дело лишь в том,что, во-первых, всегда существовали параллельно две традиции- собственно буддийская и народная, древняя, во-вторых, в течение веков менялась дата празднования Нового Года.

            Путешественники, прибывавшие в Калмыкии в 18 веке, отмечали, что Зул праздновался в ноябре, «во время новомесячия». Однако в их сведениях нет указаний на то, что Зул — начало года. Впервые это обстоятельство, косвенно отметил Н.Нефедьев в книге, изданной в 1834 году, в более поздней литературе празднование Нового года уже прочно связывается с Зулом.

      Название самого праздника происходит от обычая зажигать лампады. В каждой семье делали «зул»- лампадки из теста на каждого члена семьи, и отец семейства относил их в хурул, где ставил на жертвенный столик. Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делалась в форме лодочки, в ней было несколько фитилей — соответственно количеству членов семьи, причем каждый фитиль имел разное количество составляющих травинок — их было столько, сколько человеку лет, плюс еще несколько. Вторая лампадка — обычной формы, фитиль в ней состоял из девяти травинок. Она ставилась для всех домочадцев (в другой интерпретации – для хозяйки дома.) В старину лампадки размещали на длинном шесте между двумя дугами верхнего круга остова кибитки поздно вечером во время праздника Зул.

                  В переводе с калмыцкого языка слово «зул» означает  «лампадка, жировая лампа». Символика зажигания лампад широка: это форма почитания бурханов, гадание о будущем. По свидетельству Н.Львовского этот обряд означает « поклонение солнцу, чтобы оно лучше грело зимой, и чтобы не  было сильных морозов и глубоких снегов, гибельных для скота». Возжигание лампад поздно вечером, когда на небе зажигались звезды, означало поклонение звездам, так как считалось, что каждый человек имеет свою звезду, покровительствующую ему.

          К празднику Зул калмыки готовятся заранее, запасаясь впрок топленым маслом, жиром. Хозяйки должны собрать траву «цаган өвсн» (ковыль), из которого делают обрядовые фитили нарезанные травинки-палочки для фитилей размером в 4 пальца. 

           Каждую оборачивали ватой или чистой шерстью. Готовили свечей столько, сколько всем членам семьи вместе лет, с добавлением 1 палочки сверх каждому члену семьи.

             В древние времена в калмыцких семьях не отмечались дни рождения, и поэтому был общий для всех калмыков праздник Зул, также называемый «День прибавления возраста у калмыцкого народа».

                 В связи с праздником нового года Зул, у калмыков очень интересна система подсчёта лет. Только что родившийся ребенок уже имеет один год возраста. Если он родился накануне Зул, в день Зула получает еще год. Может так случиться, что ребенку всего несколько дней или же несколько месяцев, а по калмыцкому исчислению возраста ему будет уже два года. Через год, в день Зула получает еще год, и хотя ребенку только год, он будет считаться уже трехлетним.

           

День рождения нации.

           У калмыков принято встречать этот праздник в чистоте и обновках, не оставляя в доме ничего грязного.

           По традиции накануне Зул калмыки жарят в масле борцоки, чтобы дом наполнился запахами печеного. Вечером этого же дня ставят «дееҗ» (почетное угощение) перед иконой, а именно- борцоки, сладости.

           Ранним утром в день наступления праздника Зул хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, и налив первую пиалу, ставит «дееҗ» , зажигает лампадку и молится, перебирая четки. В отдельной чаше перед алтарем ставится отварное мясо барана: шаһа чимгн (малая берцовая кость), дал (лопатка), хавсн (ребро), ууцын махнас бор махн (мякоть задней ноги).

           По традиции перед лампадкой нужно быть опоясанным, прополоскать рот, снять шапку, платок, сидя на коленях поклониться.

   А потом вся семья садится за стол завтракать. Традиционные продукты праздничного стола это: чай, борцоки, масло, сладости, мясо. Хозяйка разливала чай, причем пиала подносится сначала самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йорял).

…Огнем горящих фитилей

Годы, что прожиты, отметим,

Добавим год, который встретим,

И в гости пригласим друзей.

Пусть возраст  наш благословят,

Окажем уваженье старшим.

Цацала совершим обряд,

Чтоб жизнь была светлей и краше…

        В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, ходить в гости, приглашать к себе гостей. В течение дня люди произносят традиционное приветствие «Сян одрт олзятя болтха!- День сегодняшний пусть будет благословен и принесет прибыль!» В этот день калмыки непременно отдают дань уважения родителям, пожилым людям: угощают их от души, делают им подарки (сладости, пачка чая, пачка масла, мускатный орех).

Обряд продления жизни.

              Основное действие «обряд продления жизни» совершается вечером, когда на небе появляются первые звезды. Возжигание лампад поздно вечером  означает начало поклонения звездам, т.к. считается, что каждый человек имеет свою звезду.

              Зул -это семейный праздник. Хозяйка дома зажигает возрастную лампадку «ладью жизни». Она готовится из крутого теста (вода, соль, мука, без добавления яиц), которой придается форма лодки, ладьи («онһц»- лодка). В эту лодочку втыкаются «насна һол» (фитили лет). «Насна һол» — это пучок из стебля травы – ковыль, обмотанный тонким слоем ваты. В каждом пучке должно быть столько стеблей ковыля (нарезанные размером в 4 пальца), сколько лет человеку, которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни. Фитилей жизни должно быть ровно столько, сколько членов в семье, в лодочку они втыкаются слева направо, по старшинству членов семьи. Приготовленные фитили пропитывают топленым маслом и поджигают (начиная с левой стороны). Все члены семьи должны поклониться лампадке (насан авх) и произнести слова молитвы: «Ом- мани – падме — хум».  После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. «Насна зул» (возрастная лампадка) должна догореть сама, остатки фитилей хозяйка собирает и бросает в огонь.

Обряд «йисн Һол» ( просьба благословения у бога)

        Этот обряд совершает по традиции хозяйка семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка, приготовленная также из теста. В ней находится фитиль из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисн һол» («Число девять у калмыков считается счастливым, умножение чего-либо на девять символизировало богатство. Счет велся девятками. »Э.П.Бакаева) Эту лампадку женщина должна держать в правой руке над головой  и перешагнув правой ногой через порог, покрутить лампадку по часовой стрелке и помолиться. В своей молитве она обращается к богам и возвещает их о том, что на земле празднуется Зул, что семья, находясь в здравии и благополучии выносит лампадку «йисн һол» Этой молитвой хозяйка просит у бога благословить всю ее семью, весь народ.

          В старину лампадки размещали на длинном шесте между двумя дугами верхнего круга остова кибитки.

После того, как лампадка погаснет, из теста вынимается не догоревшая трава, а само тесто лампадки и лодочки поджаривается на сковороде и съедается в кругу семьи.

            Далее все садятся за стол, пьют калмыцкий чай, поздравляют друг друга с новыми годами. По традиции первым поздравляет всех старший в семье. Смысл благопожеланий заключается в пожелании крепкого счастья, жизни в здравии и радости, чтобы новые годы были длинными и счастливыми, а старые годы были крепкими.

Хуучн насн бат болж,

Шин насн олзәтә болж,

Олн әмтнә хормад багтҗ,

Җил болһн байртаһар Зулан кеҗ,

Цуг әмтн амулң-менд бәәхиг

Олн деедс бурхд өршәх болтха!

 

    В дни Зула буддийское духовенство отмечало очередную годовщину со дня ухода в нирвану Цзонхавы, по-калмыцки Зунква, основателя желтошапочной школы Гелугпа.

Реформатор  и  философ Цзонхава  почитается в Тибете как второй Будда.

        Празднование начиналось накануне 25-го числа, вечером, по этому случаю монастыри были торжественно иллюминированы. По его окончании начиналась торжественная церемония обхода хурула. Духовенство в сопровождении народа обходили вокруг хурула, неся икону с изображением Цзонхавы. Подойдя к жертвенному столику зажигали тысячи лампад. Миряне гадали на зажженных зулах: пламя, его интенсивность и длительность горения должны были указать,  каким будет для молящегося наступающий год. К концу догорания лампадок каждый старался взять кусочек теста для последующего вкушения. То же делают и сейчас в семьях: после догорания большого зула в форме лодочки , тесто обжаривают в сухой сковородке и вкушают.

Вернемся к вопросу о соотношении Нового года – Җилин  Эзн, или  Җилин нойон, с буддийским праздником Зул. Он тесно связан с обычаем прибавления лет в день Нового года. В день Зула прибавляют себе год возраста только женщины, мужчинам же следует это делать в день Җилин  Эзн. Х.Б. Кануков писал, что Җилин  Эзн празднуется «в день поворота солнца к увеличению дня»

 Зул по лунно-солнечному календарю наступал в день 25 числа месяца коровы (быка), что далеко не всегда приходилось на 25 ноября. Если же учесть колебания в количестве дней каждого месяца (28-30 дней) то хотя через четыре-шесть дней наступало 1 число первого месяца — бар сар, оно не считалось началом года , так как Җилин  Эзн мог наступить и в этот день, и значительно позднее.

Таким образом, по калмыцкому лунно-солнечному календарю дата Зула постоянна – 25 число месяца коровы, а дата Җилин  Эзн скользящая. В европейском же – солнечном — календаре наоборот: дата Зула скользящая, а дата Җилин  Эзн — постоянная.

               Само название праздника Җилин  Эзн – Хозяин года говорило о его связи с Новым годом. Хозяином года калмыки называли Белого старца (Цаган өвгн), почитаемого многими народами, хотя и под разными именами, как божество счастья, семейного благополучия, богатства. В его культе отразились  древний культ предков, родового покровителя Цаһан Аав – Хозяин всей Земли. Он нисходил в этот день, дабы наделить мужское население очередным годом жизни.  

                Согласно Э.П.Бакаевой «Белого старца еще называют «Нүүдг бурхн»- «Кочующий бурхан», т.е. «возвращающийся на свои кочевья через 3 дня», и поэтому в эти дни нельзя шуметь, устраивать веселья, отправляться в дальнюю дорогу, выносить из дома мусор, время проводят в тишине, покое, читая молитвы. После того как Хозяин года перекочует, наступает Новый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.  

В каждой калмыцкой семье с особым трепетом готовятся к приходу  праздника Зул, выполняя все традиционные  для него церемонии с надеждой на исполнение добрых пожеланий, благополучие и достаток.

Согласно известному калмыцкому ученому- археологу, профессору У.Э.Эрдниеву, «калмыки уделяли большое внимание нравственному воспитанию молодежи, соблюдению определенных этических норм, регулировавших поведение людей, их отношение друг к другу и т.п. Нормы эти поддерживались силой общественного мнения, воспитанием и традициями, передавшимися из поколения в поколение».

Сегодня, когда возрождаются традиции этот праздник объединяет всех : и людей старшего поколения, и людей средних лет, и молодежь, и детей. Праздник, как и раньше, отмечается массовыми развлечениями, которые сопровождаются песнями, танцами, благопожеланиями. В этот день все пронизаны единством, доброжелательностью друг к другу, заботой и любовью.

… Пусть боги каждую семью

Одарят счастьем и блаженством,

И степь цветущую свою

Оставим внукам мы в наследство.

В 2004 году Зул был провозглашен национальным праздником Калмыкии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.Амбекова Б.П. Цецн булг.Элиста. 2006.

2.Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.

3.Газета «Байрта» от 11.12.2003г

4.Калмыцко – русский словарь. М.1977.

5.Митиров А. Г. Ойраты –калмыки: века и поколения. Элиста, 1998.

6.Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. Элиста,2007.

7.Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985.

.

 

 

×
×