«Музыкальное образование на современном этапе развития культуры»

Автор: Чендева Раиса Николаевна

МБУДО «ДМШ №1» г. Новомосковск Тульской области.

Преподаватель Чендева Раиса Николаевна.

 

 

«Музыкальное образование на современном этапе развития культуры»

 

       В последнее десятилетие все яснее ощущается необходимость преодоления сложной ситуации, возникшей в культуре. На фоне массового увлечения искусством эстрады, часто далеко не лучшими его образцами, становится особенно заметным, как мало интереса вызывает к себе творчество корифеев музыкального искусства у значительной части населения. Явление это вселяет чувство глубокой тревоги. Отказ от этих ценностей, забвение того, какое плодотворное воздействие оказывает культура на развитие личности человека, его мировоззрения, нравственных качеств и эстетических вкусов, чревато пагубными последствиями.

Интерес к музицированию заметно угас, проще нажать кнопку магнитофона, телевизора и т.п. Научно-технический прогресс, как ни странно, потихоньку уничтожает настоящее искусство. Насаждается массовая культура, с открытием границ большим потоком хлынула «дешевая» музыка и др.

Утрачена связь между поколениями, когда от старшего к младшему передавались народные традиции. В этих условиях очень остро встает вопрос о сохранении и дальнейшем развитии народных инструментов как части национальной культуры.

С открытием консерваторий в 1862 году в Петербурге А.Г.Рубенштейном, в 1866 году в Москве Н.Г.Ребенштейном началось профессиональное музыкальное образование в России.

Трехступенчатая система музыкального образования в России – школа, училище, вуз – всегда считалась лучшей в мире. К сожалению, на современном этапе развития культуры, эта цепочка разрушается. Музыкальные школы переведены в систему дополнительного образования, а некоторые школы, в разных городах России, вообще закрываются, местные бюджеты не в состоянии содержать их. Эта тенденция привела к тому, что интерес к музыкальному образованию значительно упал. Здесь еще очень остро встает проблема демографического спада.

Казалось бы, создаются новые интересные методики обучения, активно внедряются новые технологии, но общая тенденция такова, что школы, училища, а затем и вузы (особенно периферийные) с трудом набирают контингент.

В музыкальных школах работают в основном педагоги среднего и старшего возраста, а молодежь не идет на смену. Здесь есть еще одна причина – низкий уровень оплаты труда.

Учебный процесс в современной музыкальной школе претерпел большие изменения. Есть две учебные программы – стандартная и профессиональная перспективная, семилетний и пятилетний цикл обучения по всем инструментам, группы раннего эстетического развития.

Музыкальная школа, как нам представляется, самое главное звено в музыкальном образовании, и очень важно сохранить то, что наработано за прошедшие годы.

Задача сегодняшнего педагогического состава – сохранять и развивать тот опыт, который был наработан предыдущими поколениями, находить новые методы работы с юными музыкантами.

Система отечественного музыкального образования на народных инструментах особенно интенсивно росла начиная с 1948 года. Народные инструменты стали явлением социальным, т.е. явлением чрезвычайно важным для развития нашего общества, его культуры. Как только на народном инструменте начинают играть по нотам, он становится посредником от музыки быта к высокой композиторской музыке, инструмент начинает занимать важное место в огромном пласте академического искусства.

Искусство – посредник, ведущее народ вперед, в чем-то может и тянуть серьезное академическое искусство назад, если композитор или исполнитель постоянно оглядывается на запросы массового слушателя. Здесь какие-то облегченные требования к репертуару, к исполнению – всегда будут создавать мнение о второсортности русских народных инструментов.

В профессиональном музыкальном обучении ориентиром должны быть вершины музыкального искусства.

Недостаток оригинального репертуара сказывается на развитии русских народных инструментов. К сожалению, очень мало композиторов обращается в своем творчестве к этому жанру.

Мы не до конца прошли этап, когда исполнители одновременно являются композиторами.

Результатом таких сочинений должно быть расширение представлений о художественных и технических возможностях инструментов.

Большое внимание должно уделяться формированию научно-обоснованной методике обучения игре на инструменте, преодолению существующих разногласий и обобщению опыта ведущих педагогов.

В работе с учащимися своего класса мы используем все формы музицирования.

Ансамбль дает возможность играть на сцене детям с не очень яркими музыкальными данными, делает их более уверенными, эмоциональными. В репертуар ансамбля входит музыка разных стилей и жанров. Развитие учащегося должно быть многогранным, обязательно надо накапливать репертуар, наряду с новыми произведениями исполнять и выученные раньше. В течение учебного года нужно как можно больше давать учащимся возможности выступать, чтобы они понимали ради чего пришли в музыкальную школу, и каждый их выход на сцену превращался в праздник.

Очень важно, как работать с детьми; ведь равнодушие и порождает равнодушие. Трудно все отдавать, иногда ничего не получая взамен, но даже если учащийся только к концу обучения порадует вас, — это победа!

Наши инструменты достаточно демократичны, и сейчас мы должны сами приходить в различные аудитории и «показывать» их, но не ждать, пока нас позовут или не позовут…

Слушателей нужно воспитывать и завоевывать.

В России накоплен богатейший музыкально-педагогический и исполнительский опыт, буквально в каждой специальности существует много школ, причем разных направлений и методик.

Возрождение духовности, общей культуры, в том числе и музыкальной – вот главная задача сегодняшнего времени. Важно, чтобы каждый из нас на своем месте пытался что-то изменить к лучшему. Потерять сегодняшнее подрастающее поколение – значит, потерять будущее.

 

×
×