Психологическое сопровождение одаренных обучающихся в рамках научного общества обучающихся.

Автор: Коротеева Марина Анатольевна

Психологическое сопровождение одаренных обучающихся в рамках научного общества обучающихся.

г. Нижневартовск МБОУ «СШ№6»

Коротеева М.А.

педагог-психолог

 

Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

(слайд 2)

Актуальность работы с одаренными детьми безусловна: это и высокая динамика жизни, увеличение информационных и эмоциональных нагрузок на человека; огромное количество проблем в науке, экономике, технике, решение которых требует значительных интеллектуальных усилий; требования общества к профессионализму личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной.

Актуальность сопровождения одаренных детей подчеркивается в нормативных документах:

(слайд 3)

-Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция ред. 02.07.2021)

В учебном процессе развитие одаренного ребенка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

(слайд 4,5)

принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;

 —принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;

 —принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися;

принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли учителя.

Сегодня предлагаю, более подробно остановится на участие одаренных детей в НОУ.

Организация работы НОУ строится по следующим принципам:

(слайд 6-8)

интегральности, т.е. объединения и взаимовлияния учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные в НОУ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

непрерывности — процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении обучающихся различных возрастов и научных руководителей;

межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навык исследовательского труда.

свободы выбора обучающимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;

индивидуализации образовательной траектории обучающихся;

создания условий для самореализации личности;

социально-педагогической поддержки детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

(слайд 9-10)

-развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

-формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

-даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

-воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

-благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Кроме того, обучающиеся получают дополнительную научную информацию, которая помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и во время обучения в высших учебных заведениях.

И так, какая же роль педагога – психологаотводится в работе с обучающимися с признаками одаренностив рамках НОУ, что включает в себя психологическое сопровождение.

Цель психолого-педагогического сопровождения:

(слайд 11)

-содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

(слайд 12-13)

1.Выявление одаренных детей (определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития).

2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных обучающихся.

3.Содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия).

4.Развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах).

5.Содействие социализации, формированию коммуникативных навыков.

6.Повышение психологической компетенции педагогов, родителей по вопросам детской одаренности (проведение консультаций, обучающих семинаров для родителей и педагогов).

(слайд 14)

Направления психолого-педагогического сопровождения.

Диагностика

Изучение интеллектуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей

Консультирование

Поддержка одаренного школьника в его выборе деятельности, формирование способности к сознательному ответственному выбору, а также обеспечение педагогов и родителей необходимой информацией об особенностях развития одаренного ребенка.

Коррекционно-развивающая работа.

Своевременная корректировка проблем в интеллектуальном и личностном развитии ребенка, а также раскрытие его потенциальных возможностей.

Профилактика

Осуществление бережного отношения к одаренному ребенку, предполагающее понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

Педагогическое просвещение и образование

Требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса, а также педагогами.

Проектирование и экспертиза образовательных программ, уроков, деятельности педагогов

Углубление и структурирование практического опыта работы в рамках обозначенной тематики; повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива

 

(слайд 15)

Механизмы работы с одаренными детьми

Ускорение

Увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала (предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения программ, освоения содержательных единиц и способов деятельности, а это требует моделирования индивидуальных маршрутов, программ и учебных планов). Организационные формы:

-более быстрый (по сравнению с традиционным) темп изучения учебного материала всем классом одновременно;

-перескакивание одаренного ребенка через класс (несколько классов) в обычной школе.

Углубление

Это механизм, направленный на большую конкретизацию содержательных компонентов или детализацию способов деятельности. Этому соответствуют образовательные программы углубленного изучения того или иного предмета, программы факультативных, элективных курсов.

Три вида обогащения содержания образования:

1.Расширение круга интересов учащихся, знакомство учащихся с различными областями и предметами изучения, благодаря чему они могут выбрать ту сферу деятельности, которую бы им хотелось изучить более глубоко.

2.Развитие мышления учащихся: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза и др.), наблюдательности, способности к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез.

3.Проведение самостоятельной исследовательской работы и решение творческих задач (Дж. Рензулли).

Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер. В данном случае в качестве основы выступают не знания, преподносимые детям в готовом виде, а их организованный, творческий поиск.

Индивидуализация обучения

Это один из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных детей в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, где главным является создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса.

Социальная компетенция

В данном случае имеются в виду специальные интегрированные курсы, включаемые в учебные планы образовательной организации. Явление диссинхронии весьма распространено, и часто ребенок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстает от них (либо находится на среднем уровне) в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самоактуализацию.

Для изучения интеллектуального потенциала обучающихся – членов НОУ мы используем следующий методический инструментарий:

(слайд 16)

Интеллектуальная одаренность

Тест Амтхауэра Возраст: от 10 лет.

Описание: тест Амтхауэра состоит из серии субтестов, направленных на выявление интеллектуальных особенностей.

Время выполнения теста 40–45 мин. Может быть использован индивидуально и в группах.

Субтест 1. Общая осведомленность.

Субтест 2. Интуитивное понятийное мышление.

Субтест 3. Понятийное логическое мышление.

Субтест 4. Понятийная категоризация.

Субтест 5. Математические навыки.

Субтест 6. Абстрактное мышление.

Субтест 7. Образный синтез.

Субтест 8. Пространственное мышление.

Субтест 9. Логическая оперативная память

Матрицы Равена Возраст: от 7 лет.

Описание: тест Равена позволяет оценить развитость визуального мышления. Задания разделены на 4 серии, в каждой из которых по 12 заданий.

Время выполнения теста – 15–40 мин.

Может быть использован индивидуально и в группах.

Серия А. Линейное визуальное мышление.

Серия B. Структурное визуальное мышление.

Серия С. Структурно-динамическое визуальное мышление.

Серия D. Комбинаторное мышление

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей «МЭДИС» (Е.И. Щебланова, И.С. Аверина, Е.Н. Задорина) Возраст: 6–7 лет.

Описание: методика предназначена для выявления уровня интеллектуальных способностей. МЭДИС представляет собой оригинальную авторскую разработку на основе всемирно известных зарубежных тестов интеллекта. Задания МЭДИС представлены в виде рисунков.

Разнообразие заданий позволяет охватить многие стороны интеллектуальной деятельности в минимальные промежутки времени.

Тест дает хорошую ориентировочную информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребенка.

Тест может быть использован индивидуально и в группах по 5–10 чел. Общее время выполнения теста в среднем составляет 20 мин.

Методика состоит из 4-х субтестов, каждый из которых содержит 5 заданий:

 — субтест 1 направлен на выявление общей осведомленности детей, их словарного запаса;

-субтест 2 – на понимание количественных и качественных соотношений;

-субтест 3 – исключение лишнего: выявляет уровень логического мышления;

-субтест 4 – направлен на выявление математических способностей

Тест «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф) Возраст: от 3 до 13 лет.

Описание: предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается.

Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д.

Автор методики разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) Возраст: от 14 до 17 лет.

Описание: школьный тест умственного развития предназначен для диагностики умственного развития подростков. ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой – нахождение правила построения ряда (числового).

Разработанный тест является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Общее время выполнения – 40–50 мин.

Анкета для выявления интенсивности познавательной потребности (В.С. Юркевич) Возраст: от 7 до 16 лет.

Описание: экспертное оценивание для родителей или педагога. Тест состоит из 5 вопросов, в каждом из которых 3 варианта ответа. В конце подсчитывается количество набранных ответов по критериям. Время выполнения 3–5 мин

 

 

На основе результатов анкетирования выделяются три группы:

1. Обучающиеся, имеющие КНИП (коэффициент, оценивающий уровень нереализованного интеллектуального потенциала) выше нормы. Именно на творческую работу данных ребят мы будем опираться при коллективной деятельности.

2. Дети, имеющие пограничное значение КНИП, что свидетельствует о высоком потенциале. При дополнительных занятиях по развитию одаренности эти обучающиеся смогут повысить коэффициент и перейти в высокую группу.

3. Особое внимание необходимо уделить работе тех обучающихся, которые показывают низкое значение КНИП. Этих обучающихся необходимо обеспечить посильным «фронтом» работы, чтобы не отбить у них желание заниматься научно – исследовательской деятельностью и одновременно развивать их творческие способности.

Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка обучающихся к подготовке выступления обучающихся с докладом перед слушателями. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения, формирование ораторских качеств, умения владеть своими эмоциями, ориентироваться в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность.

К компетенции педагога-психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

 

 

 

×
×