Тренинг «Профилактика агрессивного поведения».

Автор: Аллаберганова Елена Алексеевна

Форма проведения: тренинг.

Цель: информирование педагогов о способах и приёмах работы с обучающимися по профилактике сквернословия.

Задачи:

1.                 Актуализация проблематики сквернословия среди обучающихся

2.                 Обсуждение причин и мотивов употребления сквернословия в речи детей.

3.                 Поиск способов профилактики и устранения сквернословия в подростковой  среде.

Материалы и оборудование: флип-чарт, ноутбук, проектор.

Участники: педагоги дополнительного образования, учителя.

Время проведения: 1,5 часа.

В результате проведения занятия слушатель должен:

— знать: об уровне проблемы сквернословия обучающихся; причины и мотивы употребления нецензурной лексики в речи.

— уметь: устранять и предупреждать сквернословие в подростковой среде.

План проведения:

 

Этап, время

Содержание

Вводная часть

 

Приветствие участников занятия, обозначение целевой

установки проведения занятия.

Основная часть

 

Информирование педагогов о современном состоянии распространения употребления ненормативной лексики.

Мифы о сквернословии.

«Мозговой штурм» Что делать педагогам для предупреждения и устранения сквернословия в детской среде?

 

Заключительная часть

Подведение итогов. Рефлексия.

В качестве подведения итогов просмотр ролика

«Грязные слова. Правда и мифы».

 

 

Ход:

1.                 Приветствие и опрос участников:

—          Были ли в вашем классе ученики, использующие нецензурную речь?

—          Употребляете ли вы данные слова сами?

—          Что такое сквернословие, мат, бранные слова. Являются ли они синонимами?

(фиксация ответов на флип-чарте)

2.                 Информирование.

Нынешнее состояние языковой культуры вызывает тревогу у представителей различных областей науки. Исследователями отмечается интенсивное распространение употребления ненормативной лексики среди всех слоёв населения, что, по мнению учёных, является отражением кризиса общественного сознания. Языковая культура и словарный запас у населения, а особенно у подростков и молодежи, уменьшается с каждым годом. Если раньше причина употребления бранных слов — это выражение гнева, негодования, раздражения, то сейчас их употребление связано с недостаточным словарным запасом, обеднённостью речи, низким уровнем культуры и общего снижения интереса к чтению классической литературы.

3.                 Показ роликов «Грязные слова. Правда и мифы».

4.                 Обсуждение.

5.                 Мифы о сквернословии:

1 миф. «Мат — это славянская традиция». Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

В современном обществе, любителям «острого словца» в «Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ, статья 20.01. «Мелкое хулиганство» (ред. от 05.04.2016) предусмотрена административная ответственность. За мелкое хулиганство, то есть «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

2 миф. «Если заменять матерные слова другими словами (например, названиями цветов), то можно избавиться от этой привычки». Этот миф может быть опровергнут, т. к. у человека, который употребляет мат, эти слова присутствуют как во внешней, так и во внутренней речи (т. е. думает он тоже матом).

3 миф. «Сквернословие — способ снятия напряжения». Способов снять напряжение гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, среди них есть неодобряемые обществом (такие, как употребление алкоголя) и другие (полезные), например, спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое (можно принять ванну, сделать массаж, прогуляться по лесу, заняться любимым делом и т.п.).

И вот мы встречаем человека (ребёнка, подростка или взрослого), у которого на лицо симптомы вируса сквернословия. Как же ему помочь излечиться от этого вируса и как не заразиться самому?

6.                 Методы устранения сквернословия

Вот примерный «рецепт исцеления»:

Первое — самому не употреблять скверных слов. Не нужно бояться быть «белой вороной», выделяться из общей массы богатым лексиконом — это ваша эксклюзивность, это то, что будет привлекать в вас других людей, которые могут стать вашими единомышленниками и друзьями в будущем.

Второе умейте противостоять агрессивно настроенным людям. Нужно учиться давать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права и признаёт при этом права других людей, умеет точно выражать свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не обидело окружающих.

Сквернословие – проблема внутренней неуверенности в себе. А уверенный в себе человек, наоборот, не станет использовать нецензурные выражения, чтобы отстоять свои позиции. Именно неуверенность способна породить гнев и заставить человека сквернословить с поводом и без повода. А это, в свою очередь, наполняет мир человека ненавистью, озлобленностью, где любая проблема вызывает срыв, ругань и обиды. Так что чем чаще вы будете тренироваться разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.

Третье тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше искренних комплиментов другим людям, например, «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть!», «Ты сегодня потрясающе отвечал» и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой.

В условиях школы возможно использование коротких стихов, четверостиший и цитат о красоте русского языка взамен произнесённых нецензурных слов

И четвёртое. Считается, что у каждого человека есть покровитель, который помогает ему, оберегает от несчастий. Это убеждение одинаково как для разных верований (не зависимо от религии), так и для языческих традиций. В прошлом существовало поверье: «Не сквернословь, потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел — защиты больше не будет, крыла не будет над тобой». Переиначивая на современный лад, не будет нам везения, не будет сопутствовать удача. Если мы действительно хотим добиться успеха в делах, в семье, в творчестве, то пора работать над собой, в том числе и над своей речью.

7.                 «Мозговой штурм» Что делать педагогам для предупреждения и устранения сквернословия у обучающихся?

Просто замечание взрослого (педагога, например) ругающемуся подростку – как обезболивающая таблетка: на какое-то время убирает симптом, но не лечит его. В условиях школы необходимо выделять более длительное время для лечения этого вируса, проводить интенсивные оздоровительные процедуры в форме полноценных занятий. Начинать следует с самых первых дней занятий, уроков, вводя в ЕПТ (единые педагогические требования) норму чистоты речи и языка, ведение и обсуждение с подростками санкций за нарушение данного правила. Можно и нужно задействовать в работе по данному направлению ребят-участников Совета Безопасности (разработка совместных дел). Проведение акций, флешмобов, конкурсов в защиту чистоты и грамотности речи, дни этикета, благодарности, устраивать просмотры с обсуждением фильмов, видеороликов, возможно, кто-нибудь из ребят решится написать сценарий или снять социальный ролик на тему «Профилактика сквернословия». Обязательно проводить информирование о сути явления сквернословия и почему важно культивировать чистоту речи. Учить детей заботе друг о друге и благодарности.

8.                 Подведение итогов. Рефлексия.

В качестве подведения итогов просмотр ролика «Грязные слова. Правда и мифы». После этого происходит высказывание мнения о занятии.

И напоследок, хочу раздать вам листовки, которые возможно пригодятся при работе с родителями. (Приложение №2)

 

Список используемой литературы:

1.                 Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

2.                 Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час для сквернословия//Школьный психолог.-2008.-N 20.-С. 10-12.

 

 

×
×