«Дифференциация букв и звуков [А – О]»

Автор: Людмила Викторовна Нахашева

Логопедическое занятие

Класс: 2

Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]»

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звукам [А – О]; соотносить графемы и фонемы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [А – О]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Оборудование:

Зеркало (настенное); презентация «Прогулка в зоопарк», таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки для упражнения: «На что похожи буквы?»; картинки с буквами А, О., интерактивный логопедический стол, пластилин.

Ход занятия

Организационный момент.

— Здравствуйте. Сегодня к нам на занятие пришли две принцессы.

Но они забыли как их зовут. Давайте поможем им.

 

 Артикуляционная гимнастика « Прогулка в зоопарк»

Прогуляемся вместе с принцессами в зоопарк.

Посмотрим на зверей, покажем их с помощью наших язычков.

-Упражнения:

·       Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

·       Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

·       Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

·       Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

·       Вот – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

·       Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

 

-Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [А – О]:

1. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» — свободно: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).

2. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» — с преодолением сопротивления рук: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).

3. – «Вытягиваем губы узкой воронкой» — как будто свистим (5 – 10 раз).

 

Введение в тему занятия.

— Послушайте и отгадайте загадки:

1. Витамином С богат,

Каждый ему будет ему рад.

Ни лимон, ни мандарин,

Это яркий… (Апельсин)

 

2. Облако на ножке

У меня в ладошке.

Мне не утерпелось.

Дунул – разлетелось. (Одуванчик)

 

3. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он … (Артист)

 

4. По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака)

— Выдели звуки, стоящие в начале слов-отгадок. (Звуки [А – О])

Наших принцесс зовут «О» и «А».

— Сегодня мы будем работать со звуками и буквами А, О, учиться отличать их друг от друга.

 Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [А – О]:

— Когда мы произносим звук [А], в каком положении находятся губки: смотрим на себя в зеркало и произносим этот звук.

— В каком положении губки? (Широко открыты. Нижняя челюсть опускается, как можно ниже.)

— А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)

— А зубки? (Их видно, они обнажены)

— Какой звук [А], гласный или согласный?

— Звук [А] — гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).

— Когда мы произносим звук [О], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.

— В каком положении губки? (Сомкнуты, выдвинуты вперед, округлены; в виде рупора.)

— А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)

— А зубки? (Их не видно.)

— Какой звук [О], гласный или согласный?

— Звук [О] — гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).

Сравнительная характеристика звуков [А – О]:

— Как вы думаете, чем эти звуки похожи? (Язычок упирается в нижние зубки; еще оба звука гласные.)

— А чем же они отличаются? (При произнесении звука [А] губы широко открыты; зубы слегка обнажены; а при произнесении звука [О] губы сомкнуты, выдвинуты вперед, слегка приоткрыты; зубы не видны.)

 Упражнение на развитие фонематического слуха.

— Приготовьте свои ушки, ладошки и ножки.

— Если услышите звук [А], среди звуков, которые я назову, хлопнем в ладоши, если услышите звук [О] – топнете ногой.

Звуки: А, Л, П, У, В, О, А, Т, У, А, Э, А, М, О.

— Точно также в слогах, которые я произнесу.

Слоги: СУ, АР, ОП, ВЫ, ВО, СО, БА, УТ, НУ, АП, ЫЦ, ОЖ.

Связь буквы со звуком.

— Какой буквой на письме обозначается звук [А]? (Буквой А.)

— Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)

— На что похожа буква А? (Показываются картинки, читаются стихи.)

* Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

— А как вы думаете, на что еще похожа буква А? (На крышу домика, … .)

— На что похожа буква О?

*  Посмотри на колесо

Ну совсем как буква «О».

— А на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)

— Чем похожи, и чем отличаются буква А, и буква О на письме? (Круглым элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы А есть еще палочка)

— Давайте попробуем вылепить из пластилина буквы А и О, и подарим их нашим принцессам, чтобы они не забывали свои имена.

— А теперь давайте поиграем с нашими принцессами.

Они очень любят наряжаться.

Игра на интерактивном столе.

— Вот какие красивые бусы вы подарили принцессам.

Физ. Минутка.(под музыку)

Принцессы очень любят танцевать. Потанцуем с ними.

 Составление словосочетаний.

— Вспомните слова-отгадки, из загадок, которые я загадывала в самом начале, назови эти слова (апельсин, одуванчик, артист, облака).

— Подберите к каждому слову (отгадке) словосочетание. (Апельсин, какой? Одуванчик, какой? Артист, какой? Облака, какие?)

— Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

 Итог занятия.

— Как звали наших сегодняшних гостей?

— Дайте характеристику звука [А], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

— Дайте характеристику звука [О], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

— Чем эти звуки похожи?

— Чем отличаются?

— Чем похожи буквы А и О на письме?

— Чем эти буквы отличаются?

 

Оценка работы детей на занятии.

 

×
×