Автор: Людмила Викторовна Нахашева
Логопедическое занятие
Класс: 2
Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]»
Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звукам [А – О]; соотносить графемы и фонемы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [А – О]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Оборудование:
Зеркало (настенное); презентация «Прогулка в зоопарк», таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки для упражнения: «На что похожи буквы?»; картинки с буквами А, О., интерактивный логопедический стол, пластилин.
Ход занятия
Организационный момент.
— Здравствуйте. Сегодня к нам на занятие пришли две принцессы.
Но они забыли как их зовут. Давайте поможем им.
Артикуляционная гимнастика « Прогулка в зоопарк»
Прогуляемся вместе с принцессами в зоопарк.
Посмотрим на зверей, покажем их с помощью наших язычков.
-Упражнения:
· Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
· Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
· Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
· Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
· Вот – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
· Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
-Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [А – О]:
1. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» — свободно: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).
2. – «Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть» — с преодолением сопротивления рук: опускаем – поднимаем, опускаем – поднимаем…(5 – 10 раз).
3. – «Вытягиваем губы узкой воронкой» — как будто свистим (5 – 10 раз).
Введение в тему занятия.
— Послушайте и отгадайте загадки:
1. Витамином С богат,
Каждый ему будет ему рад.
Ни лимон, ни мандарин,
Это яркий… (Апельсин)
2. Облако на ножке
У меня в ладошке.
Мне не утерпелось.
Дунул – разлетелось. (Одуванчик)
3. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он … (Артист)
4. По синему морю
Белые гуси плывут. (Облака)
— Выдели звуки, стоящие в начале слов-отгадок. (Звуки [А – О])
Наших принцесс зовут «О» и «А».
— Сегодня мы будем работать со звуками и буквами А, О, учиться отличать их друг от друга.
Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [А – О]:
— Когда мы произносим звук [А], в каком положении находятся губки: смотрим на себя в зеркало и произносим этот звук.
— В каком положении губки? (Широко открыты. Нижняя челюсть опускается, как можно ниже.)
— А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)
— А зубки? (Их видно, они обнажены)
— Какой звук [А], гласный или согласный?
— Звук [А] — гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
— Когда мы произносим звук [О], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.
— В каком положении губки? (Сомкнуты, выдвинуты вперед, округлены; в виде рупора.)
— А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)
— А зубки? (Их не видно.)
— Какой звук [О], гласный или согласный?
— Звук [О] — гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
Сравнительная характеристика звуков [А – О]:
— Как вы думаете, чем эти звуки похожи? (Язычок упирается в нижние зубки; еще оба звука гласные.)
— А чем же они отличаются? (При произнесении звука [А] губы широко открыты; зубы слегка обнажены; а при произнесении звука [О] губы сомкнуты, выдвинуты вперед, слегка приоткрыты; зубы не видны.)
Упражнение на развитие фонематического слуха.
— Приготовьте свои ушки, ладошки и ножки.
— Если услышите звук [А], среди звуков, которые я назову, хлопнем в ладоши, если услышите звук [О] – топнете ногой.
Звуки: А, Л, П, У, В, О, А, Т, У, А, Э, А, М, О.
— Точно также в слогах, которые я произнесу.
Слоги: СУ, АР, ОП, ВЫ, ВО, СО, БА, УТ, НУ, АП, ЫЦ, ОЖ.
Связь буквы со звуком.
— Какой буквой на письме обозначается звук [А]? (Буквой А.)
— Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)
— На что похожа буква А? (Показываются картинки, читаются стихи.)
* Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
— А как вы думаете, на что еще похожа буква А? (На крышу домика, … .)
— На что похожа буква О?
* Посмотри на колесо
Ну совсем как буква «О».
— А на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)
— Чем похожи, и чем отличаются буква А, и буква О на письме? (Круглым элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы А есть еще палочка)
— Давайте попробуем вылепить из пластилина буквы А и О, и подарим их нашим принцессам, чтобы они не забывали свои имена.
— А теперь давайте поиграем с нашими принцессами.
Они очень любят наряжаться.
Игра на интерактивном столе.
— Вот какие красивые бусы вы подарили принцессам.
Физ. Минутка.(под музыку)
Принцессы очень любят танцевать. Потанцуем с ними.
Составление словосочетаний.
— Вспомните слова-отгадки, из загадок, которые я загадывала в самом начале, назови эти слова (апельсин, одуванчик, артист, облака).
— Подберите к каждому слову (отгадке) словосочетание. (Апельсин, какой? Одуванчик, какой? Артист, какой? Облака, какие?)
— Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.
Итог занятия.
— Как звали наших сегодняшних гостей?
— Дайте характеристику звука [А], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
— Дайте характеристику звука [О], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
— Чем эти звуки похожи?
— Чем отличаются?
— Чем похожи буквы А и О на письме?
— Чем эти буквы отличаются?
Оценка работы детей на занятии.