Нейроигры в развитии детей дошкольного возраста

Автор: Карпаева Ирина Георгиевна

Нейроигры в развитии детей дошкольного возраста

Нейропсихология это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику. Все эти процессы являются основой, при помощи которой можно точно определить насколько успешно идет развитие малыша и его обучаемости.

Нейропсихологические игры, упражнения это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие.

Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Нейрофизиологические игры — гимнастика для мозга. Они помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий,  помогают сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Нейропсихологические игры, упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

·        задержка речевого развития (ЗРР);

·        проблемы с психическим развитием (ЗПР) – этот недостаток может сочетаться с предыдущим;

·        синдром гиперактивности и дефицита внимания;

·        аутизм;

·        расстройства эмоционального и умственного характера;

·        недоразвитость мозга;

·        речевое недоразвитие у детей (ТНР).

 

Что нейропсихологические игры, упражнения развивают:

·        память;

·        внимание;

·        виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и др.

·        логику;

·        умение делать прогнозы;

·        умение приходить к выводам, основываясь на разных факторах.

1. «Нейротаблицы на внимание»

 

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

     2. «Веселые пальчики»

Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

     3. «Узнай цифру на ощупь»

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.

     4. «Составь фигуру»

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

    5. «Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

 

 

Список литературы

1.     Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

2.     Дубровина, И. В. и др.Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

3.     Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М.: АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с.: ил

4.     Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч.2/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. – М.: «АЙРИС-пресс! 2018. – 144 с.: или (Культура здоровья с детства)

5.     Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС-пресс», 2017.

6.     Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Айрис, 2007.

7.      Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. 3.

8.      Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010.

9.     Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. М.: Центрполиграф, 2002.  

10.                        Цветкова Л.С., А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ – М.: 2001. – 272с.

 

×
×