Читательская грамотность

Автор: юлия ильчук

Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности.

Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования

Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы — научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

В исследованиях PISA читательская грамотность — «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:

1.     умение найти и извлечь информацию из текста;

2.     умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;

3.     умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

4.     Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.

Специфика формирования читательской грамотности на уроках филологического цикла

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).

В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.

Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература», заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.

Я расскажу о нескольких эффективных, на мой взгляд, приёмах работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

На уроках чтения в начальной школе дети читают текст вслух, выразительно, затем пересказывают его. Выразительное чтение — это тоже осмысленное чтение, чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Это базовое умение на уроке.

Умение читать дает нам возможность свободно перемещаться в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом. В первую очередь, необходимо научить учащихся работать с текстом осознанно. Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

·         выделять главную мысль всего текста или его частей;

·         понимать информацию, содержащуюся в тексте;

·         преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

·         применять информацию из текста в изменённой ситуации;

·         критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

Принципы отбора текстов для обучения

Текст должен соответствовать возрастным особенностям восприятия ученика: тексты, задания должны затрагивать эмоциональную сферу ребенка, чем-то удивлять, вызывать естественное любопытство. Текст также должен соответствовать читательским и жизненным интересам школьников. Желательно, чтобы текст отражал реальные жизненные ситуации, с которыми ученик сталкивался или может столкнуться.

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

·         постановка вопросов к тексту;

·         построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов);

·         создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа, дополнения);

·         конструирование собственных высказываний о прочитанном

Основные приемы работы с текстом на уроках

На уроке русского языка в 5 классах работаем по учебнику М.М. Разумовской. Учимся читать и понимать лингвистический текст, находить в нем требуемую информацию. Часто на уроках детям предлагается написать продолжение текста на заданную тему. Формированию аналитического умения учащихся помогают разные виды разборов.  Практикуется фонетический разбор, орфографический разбор, разбор слова по составу (морфемный), словообразовательный анализ слова, лексический разбор, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Посредством аналитических упражнений учащиеся приобретают умение анализировать любой текст, который может быть устным или письменным. Это способствует развитию у детей речевой культуры. Пример задания: Составьте из данных слов предложения и запишите их. В составленных предложениях подчеркните синонимы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Диван, балкон, аудитория, кабинет, телефон.

На уроках литературного чтения можно выполнять следующие задания: сочинить сказку, стихотворение, рождественскую историю, загадку, пословицу.

Для развития интереса к чтению можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, где дети могут проявить свое актерское мастерство, развивать искусство красноречия.

Прием «Верю или не верю»

Этот прием можно использовать в начале урока. Прием способствует вдумчивой работе с текстом, критическому восприятию информации, умению делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Итак, верите ли вы, что А.И. Куприн постоянно менял места работы и специальности?

При первичном чтении текста учащиеся могут использовать прием – «Толковый словарь». Дети читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» встречаются слова: «кивер», «редут». Прошу поднять руки тех ребят, кому все слова в тексте понятны и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята работают со словарем.

Приём «Кольцевое чтение»

Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается по очереди по абзацам. Один ученик читает, остальные слушают. Есть только одна копия текста, которая передается следующему чтецу. Слушающие придумывают и задают вопросы по содержанию текста. Тот, кто читал текст, отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Работая с текстом, учащиеся учатся определять тему, идею текста, позицию автора, формулируют прямые выводы и заключения на основе фактов, имеющихся в тексте. Можно использовать прием «Смысловая выборка». Примерные задания:

1)Прочитайте про детские годы Н.А. Некрасова

2)Объясните, что значит «временнообязанные крестьяне»?

3)Как назывались «рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел»? Найдите это слово в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Прием «Верно или неверно»

В старших классах работа с текстом проводится более детально, углубленно. Учащиеся выполняют анализ текста, интерпретируют, обобщают информацию, представленную в тексте, формулируют сложные выводы и оценочные суждения. Примерные задания:

1)Верны ли следующие утверждения?

2)Верно ли, что это утверждение соответствует содержанию текста.

3)Верно ли, что приведенный аргумент, не является подтверждением тезиса.

4)Подтвердите или опровергните следующие тезисы.

При этом информацию из текста можно использовать для различных целей, в том числе для решения различного круга задач, без привлечения или с привлечение дополнительных знаний. Примерные задания:

1)Проанализируйте описанную в тексте ситуацию, объясните мотивы поступка персонажа.

2)Используя информацию текста, сделайте вывод.

3)Используя приведенные критерии, оцените проведенную вами работу. Сделайте вывод.

Углубленную работу с текстом мы проводим при подготовке к итоговому выпускному сочинению, а также при выполнении задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Работая над структурой сочинения — рассуждения, изучается алгоритм работы над разными элементами сочинения, старшеклассники учатся обосновывать свою точку зрения, находить позицию автора. В работе используются интересные рассказы и фрагменты из произведений отечественных писателей, примеры из которых можно привести  в качестве аргументов в сочинении, обоснования своей позиции. 

Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Читатель задается вопросом: Какие мысли хотел передать автор, изображая своих героев и их поступки? Выполняем задания:

1)Какая проблема находится в центре внимания автора?

2)К позиции по какой проблеме легче подобрать весомое обоснование (аргумент)?

3)Прочитайте текст, выберите правильную формулировку проблемы текста.

4)Прочитайте два текста-публицистический и художественный. Можно ли сказать, что они объединены одной проблемой? Какой? Вспомните и запишите название произведений отечественной классики, в которых поднимается аналогичная проблема.

 Пример задания: Прочитайте текст, укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Библиотека- это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать целиком леса. Один раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы, они живут в сознании человека. Для человека не существует даром прочтенной книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки- это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)

1)    Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2)    Роль книги в формировании личности.

3)    Какие книги можно назвать редкими?

4)    Проблема отношения человека к книгам.

Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность — это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет  отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и  на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

 

×
×