«Использование информационных технологий в начальной школе».

Автор: Васильевой Людмиле Николаевне

Внедрение в образовании новых информационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска. ИКТ в образовании постепенно превращаются из инструмента для преподавания в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса:

Одним из направлений использования ИКТ в Лицее является работа с  электронным журналом.

Посредством электронного дневника облегчается взаимодействие между родителем и образовательным процессом ребенка: они могут смотреть его текущее расписание занятий, следить за количеством домашних заданий, контролировать оценки, пропуски уроков. 

Данный инструмент дает возможность смотреть ученику свою статистику и рейтинги по оценкам по годам, месяцам или неделям, что обуславливает и создает мотивацию учащегося к повышению своих оценок. 
Родители одного ребенка, зайдя в журнал, не могут увидеть замечания и заметки о других учениках – им будет дана информация об их ребенке, а также некоторая общая информация о различных мероприятиях. 

  Следующее направление использования ИКТ  — создание персональных сайтов учителей.

 В современном мире сайт становится визитной карточкой как организации, так и частного лица. Так вот сайты, созданные учителями, являются такой визитной карточкой нашего Лицея.

 Сайт — это рабочий инструмент учителя, который используется в учебной и внеучебной  деятельности, для организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей: при дистанционном обучении учащихся, при организации проектной деятельности для проведения опросов и телекоммуникационных мероприятий, при организации взаимодействия педагогов, учителей, родителей и пр.

Наши сайты: http://divina.ucoz.ru/, http://vnashemklasse.ucoz.ru/,

http://ermolaeva.ucoz.com/lamZAZ//,

httpHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«://HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«wwwHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«.HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«nsportalHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«.HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«ruHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«/HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«lyudmilaHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«nikolaevnaHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/lyudmilanikolaevnavasileva«vasileva,

http://www.nsportal.ru/elenalukjanova,

httpHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«://HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«wwwHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«.HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«nsportalHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«.HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«ruHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«/HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«safonovaHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«oksanaHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/safonovaoksanaalexandrovna«alexandrovna.

Дистанционное обучение младших школьников

         Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном  или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя.

         В настоящее время актуальность дистанционного обучения возрастает на всех ступенях обучения, в том числе и в начальной школе.

         Представим некоторые формы дистанционного обучения, используемые в нашей школе:

Для обучающихся:

·        Дистанционные олимпиады, интеллектуальные марафоны  для младших школьников.

Цели и задачи:

·        Выявление талантливых, творческих детей, их поддержка и поощрение.

·        Выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, кругозора одаренных обучающихся, глубины их знаний.

·        Предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки их класса, школы, города в рамках открытых творческих конкурсов.

Обучающиеся нашего лицея, начиная с 1 класса, ежегодно принимают участие в различных всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах, марафонах, таких как: «Муравейник»; «Домик – Семигномик»; «Кенгуру»; «Русский медвежонок», Дистанционный образовательный портал «Продлёнка», ЦДМ Фактор роста «Разнобой», АНО «Центр развития молодежи ЭМУ эрудит».

·        Дистанционное обучение одаренных детей.

В каждом классе учителя отслеживают и занимаются  развитием потенциала  одаренных детей различными формами и методами, в том числе и посредством дистанционных занятий с помощью программы Skype (Скайп).

·        Дистанционное обучение обучающихся, находящихся на длительном домашнем обучении.

Данная форма работы позволяет учителю дополнительно заниматься с ребенком, оказывать помощь в выполнении трудных для него заданий с помощью программы Skype (Скайп).

Также обучающийся может опосредованно (на расстоянии) присутствовать на уроках и слушать объяснения учителя, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, отвечать на вопросы учителя.

Данный опыт работы был в нашем лицее в 2013 – 2014 учебном году. Девочка, находящаяся I полугодие на домашнем обучении, с помощью программы Skype (Скайп) присутствовала на уроках, общалась с учителем и одноклассниками.

Также дистанционное обучение используется педагогами с целью повышения квалификации: Педагогический университет «Первое сентября» Темы: «Современный подход к обучению орфографии в начальных классов», «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»; подготовка кадров к реализации ФГОС по образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000») Тема: «Теоретические основы и методические особенности курса математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон.

Использование мультимедийных презентаций на уроках и во внеурочной работе.

Ученики младшего школьного возраста обладают наглядно-образным мышлением. Для них очень важным является подбор качественного иллюстративного материала. Применение презентаций на уроках позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока.

Презентация дает возможность учителю самостоятельно проработать  учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета. Это позволяет добиться максимального эффекта на уроке.

Мы подбираем презентации на разные уроки, по разным темам, которые находим в Интернете или делаем сами. Урок от этого становится интереснее. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране — комментируем, по необходимости сопровождаем дополнительными объяснениями и примерами.

Кроме этого, использование на уроках такого типа наглядности позволяет повысить внимание и интерес у детей к предмету.

В настоящее время мы, как учителя начальных классов, имеем большой банк презентаций по разным предметам.

Предлагаем наиболее используемые нами сайты:

httpHYPERLINK «http://www.nachalka.com://HYPERLINK «http://www.nachalka.comwwwHYPERLINK «http://www.nachalka.com.HYPERLINK «http://www.nachalka.comnachalkaHYPERLINK «http://www.nachalka.com.HYPERLINK «http://www.nachalka.comcom, httpHYPERLINK «http://www.proshkolu.ru://HYPERLINK «http://www.proshkolu.ruwwwHYPERLINK «http://www.proshkolu.ru.HYPERLINK «http://www.proshkolu.ruproshkoluHYPERLINK «http://www.proshkolu.ru/».HYPERLINK «http://www.proshkolu.ru/»ru, httpHYPERLINK «http://www.it-n.ru/»://HYPERLINK «http://www.it-n.ru/»wwwHYPERLINK «http://www.it-n.ru/».HYPERLINK «http://www.it-n.ru/»itHYPERLINK «http://www.it-n.ru/»—HYPERLINK «http://www.it-n.ru/»nHYPERLINK «http://www.it-n.ru/».HYPERLINK «http://www.it-n.ru/»ru, httpHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/»://HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/»wwwHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/».HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/»nsportalHYPERLINK «http://www.nsportal.ru/».HYPERLINK «http://www.nsportal.ru/»ru, httpHYPERLINK «http://www.viki.rdf.ru/»://HYPERLINK «http://www.viki.rdf.ru/»wwwHYPERLINK «http://www.viki.rdf.ru/».HYPERLINK «http://www.viki.rdf.ru/»vikiHYPERLINK «http://www.viki.rdf.ru/».HYPERLINK «http://www.viki.rdf.ru/»rdfHYPERLINK «http://www.viki.rdf.ru/».HYPERLINK «http://www.viki.rdf.ru/»ru, httpHYPERLINK «http://www.1senteber.ru/»://HYPERLINK «http://www.1senteber.ru/»wwwHYPERLINK «http://www.1senteber.ru/».1HYPERLINK «http://www.1senteber.ru/»senteberHYPERLINK «http://www.1senteber.ru/».HYPERLINK «http://www.1senteber.ru/»ru,

httpHYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/»://HYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/»wwwHYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/».HYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/»compHYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/»—HYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/»scienceHYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/».HYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/»hutHYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/».HYPERLINK «http://www.comp-science.hut.ru/»ru, httpHYPERLINK «http://edu.km.ru://edu.km.ru, httpHYPERLINK «http://www.ucheba.com://www.ucheba.com, httpHYPERLINK «http://www.5ballov.ru://www.5ballov.ru, http://www.itn.ru и прочие.

Тем самым, презентации являются одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе.

Использование ИКТ в научно – исследовательской деятельности младших школьников.

      Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволяет достигнуть важнейших целей образования:

·        самостоятельного мышления;

·        решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

·        навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

     Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

     Главная задача учителя состоит в стимулировании исследовательской активности, поддержке любознательности, стремлении экспериментировать, самостоятельно искать истину.    

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы;

давать определения понятиям;  классифицировать; наблюдать;

проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения;

— структурировать материал; аргументировать

—  защищать выдвинутую гипотезу

  корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

    Для  выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования. Для работы с одарёнными детьми на ступени начального образования у нас в лицее на протяжении нескольких лет действует кружок «Я исследователь». Работа ведётся по следующей модели:

1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;

б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).

3. Массовые формы.

Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах. 

 В этом 2013-14 учебном году мы приняли участие в районной научно-исследовательской конференции «Первые открытия», секция «Это мне интересно» по темам: «Газированная вода — вред или польза», «Молоко – польза или вред»,  «Цвет в интерьере»,  заняли призовые места: 1, 2, 3 и направлены на участие в региональной научно-исследовательской конференции.

Подводя итог вышесказанному, отмечаем, что ИКТ необходимо для современного  образовательного процесса, для современного учителя и обучающегося. ИКТ способствует грамотности каждого ученика, выработке умения фильтровать поток информации, умению работать в группе, толерантности, подготовке детей к жизни в современном обществе.

 

Литература:

Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. — №7. – С. 32 – 34.

         Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2010.

         Колесникова Ю. А. Первое место  — компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. — №7. – С. 34 – 37.

         Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 2007– С. 114 – 119.

        Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. —  №7. – С. 30 – 32.   

×
×