КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Автор: Прончева Жанна Викторовна

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

 

Цель мероприятия: познакомить детей с русским праздником «Масленица»; формировать у детей положительное отношение к русскому обрядовому празднику

Задачи:

— познакомить с традициями проводов русской зимы

— воспитывать уважение к обрядовым традициям

— формировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении учебной задачи

Оборудование:

Ноутбук, мультимедиа-презентация, дидактический материал: макеты солнца, конверты с разрезными картинками.

 

 

(Дети заранее разделились на три команды)

Педагог:

— Здравствуйте! В русском народном календаре есть один из самых веселых праздников. Давайте попробуем его отгадать.

(на экране загадка)

Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.

Педагог:

— Догадались? Это же Масленица!

(на экране слайд Масленица)

Педагог:

— У Масленицы много названий. Давайте узнаем какие это названия и почему она их получила.

(Каждая команда получает лист с названием «сырная», «широкая», «веселая». Команды по — очереди дают ответ: почему Масленица так называется?)

(на слайдах:

ВЕСЕЛАЯ – на Масленицу все веселятся, играют

СЫРНАЯ – в течение всей праздничной недели можно есть не только яйца, но и молочные продукты. А в некоторых районах России под словом «сыр» подразумевался еще и творог)

ШИРОКАЯ – этот праздник отмечало большое количество народу)

(на экране дети стоят на высокой горе и кричат)

Педагог:

— Посмотрите на картинку. Что делают дети и зачем?

— Оказывается детишки забирались на снежную гору и звали масленицу. Давайте мы с вами попробуем покликать Масленицу.

(Каждой команде выдается конверт с закличками. Дети хором «кликают» Масленицу)

Конверт №1

Конверт №2

Конверт №3

Веселись, народ!

В гости Масленка идет!

С пирогами и блинами

Весну под руку ведет!

К нам Масленица пришла

И веселье принесла!

С праздником всех поздравляем!

Счастья, радости желаем!

Идет Масленица по льду,

Несет блинов сковороду.

Принимайте молоду —

Разбирайте по блину!

Педагог:

— После того, как каждый позвал Масленицу, ребятишки сбегали с горы и кричали:

Приехала Масленица!

Педагог:

— Как вы думаете, какой самый главный символ Масленицы?

Педагог:

— Правильно, блины!

(На экране слайд: Блины на масленицу)

Педагог:

— А почему именно блин – символ Масленицы?

— Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

— Солнцу поклонялись все народы мира. И наши предки, древние славяне, особо почитали Ярило – бога солнца.

— Вообще Масленица – очень интересный праздник. Давайте посмотрим его историю.

(на экране видео о Масленице)

Педагог:

— Почему Масленицу называют веселой?

— Она славилась веселыми, разнообразными играми.

— А у нас в Туле как празднуют Масленицу?

— Правильно! Это и ярмарка тульских мастеров, призовой масленичный столб, катание на лошадях, чаепитие с блинами, развлекательная программа.

Педагог:

— Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая так и называется «Широкая Масленица».

Педагог:

— Итак, задание №1. В нашем зале развешаны картинки «СОЛНЦЕ». На каждой картинке нарисованы разные символы. Я озвучиваю задание, а ответ вы находите на солнце.

Вопрос

Находят картинку

Дополнительная информация на экране

Чем для славян долгое время была Масленица?

картинка «Новый год»

картинка «Весна»

У древних славян, название Масленица связывалось с празднованием встречи весны, то есть начала нового года 1 марта (21-23 марта до 15-16 в)

Кому подражали наши предки, надевая вывороченный наизнанку тулуп.

Картинка «Медведь»

Медведь — тоже является символом  Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывороченный наизнанку тулуп. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя.

Кто такая Богиня Марена?

Картинка «Соломенное Чучело Масленица»

Ещё один символ масленицы — Чучело — Марена. Вернее, это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую зиму и смерть. Марену встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили чучело из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках;  Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело  на костре, разводившимся на возвышенности.

Что символизирует хоровод  на Масленицу?

Картинка «Круг», «Колесо»

На Масленицу было принято производить различные действия, связанные с кругом. Украшали колесо от телеги и на шесте носили его по улицам, с гармонью и песнями объезжали несколько раз село на лошадях. Вдоль улиц или с пригорков катали зажженные колеса. Считалось, что у кого колесо докатится без единого падения будет весь год удачлив. Девушки водили хороводы. Ведь хоровод  — это тоже колесо.

 

Педагог:

— Задание №2. На столе разложены карточки разного цвета (синий, красный, зеленый) со словами, из которых нужно составить выражения. Один цвет относится к одной фразе.

Фраза

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.

Отдадим почтенье на Сырной в воскресенье.

 

(На экране высвечиваются правильно составленные фразы и дополнительная информация)

Педагог:

— Отгадайте загадку:

Этот праздник — объеденье!

 Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра! (Масленица)

Педагог:

— На столах лежат конверты с названиями дней недели, в которых – задания.

Педагог:

— Как называется первый день недели?

— Находим конверт «Понедельник».  Выполняем задание.

(аналогично для всех дней Масленицы)

Название на конверте

Задание

Дополнительная информация на экране

Понедельник — «Встреча».

Из разрезных частей составляют сюжетную картинку «Масленица»

«Встреча» — это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам.

Вторник — «Заигрыши»

Дети наряжаются в скоморохов.

Игра «Гусеница»

Вторник традиционно был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось веселье, катались на санях, ледяных горках, каруселях. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек.

Среда — «Лакомка».

Дети делятся на три команды.

Эстафета «Испеки блин»

В среду по традиции зять приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него.

Четверг — «Разгул».

Командное соревнование «Солнышко»

(напротив каждой команды круги «солнышко». Ребенок берет «лучик» и прикладывает к «солнышку».)

С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам.

Пятница — «Тещины вечерки».

Дети отгадывают загадки.

В этот день зять приглашал тещу к себе на блины. Теща приходила с ответным визитом, да еще и со своими родственниками и подругами.

Суббота — «Золовкины посиделки».

Игра «Коса-краса»

Все игроки делятся на группки по 4 человека и получают в своё распоряжение 3 длинных (около 2-3 м) ленты, связанных на одном конце узлом. Один человек из группы, как правило, девочка, становится неподвижно, придерживая узел на затылке рукой, а трое остальных, взявшись за свободные концы лент, начинают заплетать косу. Чья коса получится аккуратнее и длиннее, тот выиграл.

В этот день невестка с почетом приглашала родственников мужа в дом на блины.

Воскресенье — «Проводы Масленицы». Прощеное воскресенье.

Под музыку дети водят хоровод.

Завершает масленичную неделю Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды.

 

Педагог:

— Мы с вами сегодня познакомились традиционным русским праздником «Масленица».

— Что нового вы узнали о данном празднике?

Педагог:

— Спасибо всем за участие в нашем празднике. Каждый получает медаль «Масленица»

 

×
×