Автор: Прончева Жанна Викторовна
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Цель мероприятия: познакомить детей с русским праздником «Масленица»; формировать у детей положительное отношение к русскому обрядовому празднику
Задачи:
— познакомить с традициями проводов русской зимы
— воспитывать уважение к обрядовым традициям
— формировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении учебной задачи
Оборудование:
Ноутбук, мультимедиа-презентация, дидактический материал: макеты солнца, конверты с разрезными картинками.
(Дети заранее разделились на три команды)
Педагог:
— Здравствуйте! В русском народном календаре есть один из самых веселых праздников. Давайте попробуем его отгадать.
(на экране загадка)
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.
Педагог:
— Догадались? Это же Масленица!
(на экране слайд Масленица)
Педагог:
— У Масленицы много названий. Давайте узнаем какие это названия и почему она их получила.
(Каждая команда получает лист с названием «сырная», «широкая», «веселая». Команды по — очереди дают ответ: почему Масленица так называется?)
(на слайдах:
ВЕСЕЛАЯ – на Масленицу все веселятся, играют
СЫРНАЯ – в течение всей праздничной недели можно есть не только яйца, но и молочные продукты. А в некоторых районах России под словом «сыр» подразумевался еще и творог)
ШИРОКАЯ – этот праздник отмечало большое количество народу)
(на экране дети стоят на высокой горе и кричат)
Педагог:
— Посмотрите на картинку. Что делают дети и зачем?
— Оказывается детишки забирались на снежную гору и звали масленицу. Давайте мы с вами попробуем покликать Масленицу.
(Каждой команде выдается конверт с закличками. Дети хором «кликают» Масленицу)
Конверт №1 |
Конверт №2 |
Конверт №3 |
Веселись, народ! В гости Масленка идет! С пирогами и блинами Весну под руку ведет! |
К нам Масленица пришла И веселье принесла! С праздником всех поздравляем! Счастья, радости желаем! |
Идет Масленица по льду, Несет блинов сковороду. Принимайте молоду — Разбирайте по блину! |
Педагог:
— После того, как каждый позвал Масленицу, ребятишки сбегали с горы и кричали:
Приехала Масленица!
Педагог:
— Как вы думаете, какой самый главный символ Масленицы?
Педагог:
— Правильно, блины!
(На экране слайд: Блины на масленицу)
Педагог:
— А почему именно блин – символ Масленицы?
— Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
— Солнцу поклонялись все народы мира. И наши предки, древние славяне, особо почитали Ярило – бога солнца.
— Вообще Масленица – очень интересный праздник. Давайте посмотрим его историю.
(на экране видео о Масленице)
Педагог:
— Почему Масленицу называют веселой?
— Она славилась веселыми, разнообразными играми.
— А у нас в Туле как празднуют Масленицу?
— Правильно! Это и ярмарка тульских мастеров, призовой масленичный столб, катание на лошадях, чаепитие с блинами, развлекательная программа.
Педагог:
— Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая так и называется «Широкая Масленица».
Педагог:
— Итак, задание №1. В нашем зале развешаны картинки «СОЛНЦЕ». На каждой картинке нарисованы разные символы. Я озвучиваю задание, а ответ вы находите на солнце.
Вопрос |
Находят картинку |
Дополнительная информация на экране |
Чем для славян долгое время была Масленица? |
картинка «Новый год» картинка «Весна» |
У древних славян, название Масленица связывалось с празднованием встречи весны, то есть начала нового года 1 марта (21-23 марта до 15-16 в) |
Кому подражали наши предки, надевая вывороченный наизнанку тулуп. |
Картинка «Медведь» |
Медведь — тоже является символом Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывороченный наизнанку тулуп. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. |
Кто такая Богиня Марена? |
Картинка «Соломенное Чучело Масленица» |
Ещё один символ масленицы — Чучело — Марена. Вернее, это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую зиму и смерть. Марену встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили чучело из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках; Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело на костре, разводившимся на возвышенности. |
Что символизирует хоровод на Масленицу? |
Картинка «Круг», «Колесо» |
На Масленицу было принято производить различные действия, связанные с кругом. Украшали колесо от телеги и на шесте носили его по улицам, с гармонью и песнями объезжали несколько раз село на лошадях. Вдоль улиц или с пригорков катали зажженные колеса. Считалось, что у кого колесо докатится без единого падения будет весь год удачлив. Девушки водили хороводы. Ведь хоровод — это тоже колесо. |
Педагог:
— Задание №2. На столе разложены карточки разного цвета (синий, красный, зеленый) со словами, из которых нужно составить выражения. Один цвет относится к одной фразе.
Фраза |
Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло. |
Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить. |
Отдадим почтенье на Сырной в воскресенье. |
(На экране высвечиваются правильно составленные фразы и дополнительная информация)
Педагог:
— Отгадайте загадку:
Этот праздник — объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! (Масленица)
Педагог:
— На столах лежат конверты с названиями дней недели, в которых – задания.
Педагог:
— Как называется первый день недели?
— Находим конверт «Понедельник». Выполняем задание.
(аналогично для всех дней Масленицы)
Название на конверте |
Задание |
Дополнительная информация на экране |
Понедельник — «Встреча». |
Из разрезных частей составляют сюжетную картинку «Масленица» |
«Встреча» — это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам. |
Вторник — «Заигрыши» |
Дети наряжаются в скоморохов. Игра «Гусеница» |
Вторник традиционно был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось веселье, катались на санях, ледяных горках, каруселях. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек. |
Среда — «Лакомка». |
Дети делятся на три команды. Эстафета «Испеки блин» |
В среду по традиции зять приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него. |
Четверг — «Разгул». |
Командное соревнование «Солнышко» (напротив каждой команды круги «солнышко». Ребенок берет «лучик» и прикладывает к «солнышку».) |
С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам. |
Пятница — «Тещины вечерки». |
Дети отгадывают загадки. |
В этот день зять приглашал тещу к себе на блины. Теща приходила с ответным визитом, да еще и со своими родственниками и подругами. |
Суббота — «Золовкины посиделки». |
Игра «Коса-краса» Все игроки делятся на группки по 4 человека и получают в своё распоряжение 3 длинных (около 2-3 м) ленты, связанных на одном конце узлом. Один человек из группы, как правило, девочка, становится неподвижно, придерживая узел на затылке рукой, а трое остальных, взявшись за свободные концы лент, начинают заплетать косу. Чья коса получится аккуратнее и длиннее, тот выиграл. |
В этот день невестка с почетом приглашала родственников мужа в дом на блины. |
Воскресенье — «Проводы Масленицы». Прощеное воскресенье. |
Под музыку дети водят хоровод. |
Завершает масленичную неделю Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. |
Педагог:
— Мы с вами сегодня познакомились традиционным русским праздником «Масленица».
— Что нового вы узнали о данном празднике?
Педагог:
— Спасибо всем за участие в нашем празднике. Каждый получает медаль «Масленица»