ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Автор: Прончева Жанна Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

 

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности и формирования музыкально-эстетического вкуса.

Современную музыкальную культуру невозможно представить сегодня без обращения к фольклору, этнической музыке.

Этномузыкальное образование представляет собой непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности с целью воспитания любви, интереса и уважения к родному музыкальному искусству и искусству других народов.

В комплексной Программе развития воспитательной деятельности Центра детского творчества рассматриваются особенности формирования этно-культурных ценностей в системе дополнительного образования. Она направлена на воспитание гражданской идентичности подрастающего поколения, создание социальной среды развития обучающихся, основанной на системе базовых национальных ценностей.

Одним из основных принципов воспитательной программы МБУДО ЦДТ является принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе. Так же учитывается духовная составляющая жизни ребенка, проявляющаяся в сформировании у детей духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина.

Это выражается и в направлениях работы программы, среди которых духовно-нравственное воспитание. Обучающиеся объединений принимают участие в праздниках народных обычаев и обрядов. Среди них «Рождество Христово», «Масленица», «Сороки», «Осенины».

Основная задача социокультурного воспитания – формирование представлений о таком понятии как «толерантность».

В центре детского творчества работают 37 объединений дополнительного образования туристско-краеведческой, технической, спортивной, художественной, социально-педагогической направленностей. В некоторых объединениях обучаются дети разных национальностей. Это украинцы, армяне, азербайджанцы, узбеки, цыгане, вьетнамцы. Педагоги в своей работе воспитывают уважение к национальным культурам разных народов, к различным языкам; гордость за неповторимость своей национальной культуры; способствуют развитию национальной толерантности.

Так основная цель работы педагога в объединениях «Хранители истории», «Зернышки» — воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить родной край, традиции своего народа. На занятиях знакомясь с традициями русского народа, дети слушают народную музыку и исполняют русские народные песни. Традиционным стал спектакль «Рождественская сказка», где обучающиеся исполняют колядки.

Народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями. На занятиях в объединениях «Звуки музыки», «Вокал», «Хореография» педагоги включают произведения народного песенного фольклора, исполняют песни и танцы разных народов. Результативностью работы являются выступления обучающихся на международных конкурсах-фестивалях, таких как «Колыбель России», «Тульский сувенир», городском конкурсе «Косогорские веснушки», городском мероприятии «Масленица».

Дети, посещающие объединения предшкольной подготовки также знакомятся с традициями и праздниками разных народов, слушают народную музыку, что неоспоримо формирует музыкально-эстетический вкус. В объединении «Изостудия» дети в процессе работы слушают сказки народов мира под музыку.

В последнее время в нашей стране заметно возрождается интерес к национальным видам спорта и спортивным играм. Старинная русская забава — лапта — тоже довольно быстро восстанавливает былую популярность. В нашем центре работает объединение «Русская лапта». Эта старинная русская игра дает колоссальный всплеск эмоций, задора, азарта и, наконец, радости движения. На соревнованиях по этому виду спорта группа поддержки в русских костюмах исполняет народные песни.

Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают обучающихся, развивают в них способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу, способствует формированию интернационального и национального самосознания.

В Центре детского творчества реализуется проект «В дружбе народов единство России». Он нацелен на воспитание уважения к другим народам и культурам. В рамках данного проекта каждое объединение, выбрав определенную национальность, подбирали материал о его традициях, обычаях. Итогом данной проектной деятельности стал фестиваль «В дружбе народов единство России», где на суд жюри были представлены особенности музыкальной культуры, костюмы, национальные блюда. Выступления семей разных национальностей придало особое настроение фестивалю. Родители под музыку читали стихотворения на своем родном языке, пели национальные песни.

Многовековой педагогический опыт наших предков убеждает в воспитательной эффективности этнокультурных традиций своего народа. Сегодня, как никогда раньше, молодое поколение остро нуждается в социальных ориентирах, опирающихся на национальные ценности. Построение воспитательного процесса на традициях этнической культуры придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции побуждают у детей генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.

×
×