Гражданско-правовое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната

Автор: Васильева Кристина Сергеевна

Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание школьников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в учебной деятельности, направленные на правовое воспитание личности, оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.

В настоящее время, когда решение социальных проблем молодежи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и социальное становление.

Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры.

Своеобразие развития детей затрудняет процесс воспитания у них правосознания, норм коллективной жизни, процесс формирования у воспитанников чувства долга; однако необходимо добиваться понимания воспитанниками гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм. Особенностью работы в данном направлении является дозировка информации с учётом возрастных особенностей детей. Поэтапное усложнение материала позволяет вооружить воспитанников необходимым минимумом юридических знаний, которые в дальнейшем помогут более успешной социализации.  Использование методов практической работы способствует актуализации имеющихся знаний и житейского опыта, формированию общественных и личностно значимых новых представлений, отработке личной стратегии поведения, рефлексии полученного опыта. Организация практической деятельности воспитанников предусматривает использование различных форм и методов с учётом ведущих видов деятельности. Такой подход к освоению основ правовых знаний способствует осознанному восприятию информации, её  длительному запоминанию. Поскольку правовое воспитание является специфическим направлением, не допускающим неточностей в трактовке юридического и правового законодательства, то происходит активизация взаимодействия с различными органами системы профилактики. Систематическая работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твёрдые моральные принципы, понимание и принятие норм общества. В итоге, воспитанник должен научиться не игнорировать, «обходить» закон, а строго выполнять его предписания, понимая, что в обратном случае, он будет подвергнут внешнему принуждению в виде санкции, наказания.

В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций. Одним из главных структурных звеньев в этой деятельности является образовательное учреждение.

Всемерная активизация работы по пропаганде и разъяснению законодательства среди школьников в настоящее время очень актуальна. Во время занятий воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решения проблемы, развивают умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:

 

1. воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;

2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;

3. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;

4. формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;

5. формировать гражданственную позицию ученика: «Я — россиянин»;

6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов.

          Для социально-педагогической деятельности по правому просвещению детей с ОВЗ характерно богатство различных форм организации и социальных отношений. Она строится, как правило, на добровольных началах, инициативе самих воспитанников. Однако, несмотря на создание благоприятных условий для преодоления пассивной жизненной позиции, отсутствие у воспитанников умения планировать, неспособность к продуктивной деятельности являются значительными препятствиями для построения внеклассной работы на принципах самостоятельности, добровольности и самодеятельности. Поэтому эффективность работы достигается благодаря использованию традиционных и современных форм и методов, стимулирующих социальную активность детей:

-ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций);

-дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями);

-рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);

-игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «На перемене», «В суде»);

-общественно значимые (выполнение общественных поручений, проведение экологических акций, акций милосердия, развитие системы самоуправления в детском коллективе с разработкой законов детской жизни).

Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Приоритетное место отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.

Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у школьников таких свойств личности, как:

 

1. чувство собственного достоинства, уважение к себе;

2. требовательность к себе, ответственность;

3. отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;

4. протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;

5. жизнестойкость, уверенность в себе;

6. самообладание при промахе, ошибке;

7. умение не падать духом при неудачах;

8. умение радоваться жизни;

9. вера в добро, в справедливость.

Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей — формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации детей с ОВЗ к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям.

Ожидаемый результат.

 

В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

— уважать и соблюдать права и законы;

— жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок, активно участвовать в законодательном творчестве;

— быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате правового воспитания возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

При подготовке к правовому занятию надо строго подбирать учебный материал, чтобы не было перегрузки информации. Материал должен быть изложен в доступной для детей форме.

В своей работе рекомендуется использовать следующие формы работы:

1. уроки мужества

2. классные часы

3. анкетирования

4. часы общения

5. внеклассные мероприятия

Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Наши права и обязанности», «Ответственность», «Преступление против чести и достоинства» и др.

Через уроки и на внеклассные мероприятия  стараться прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. В результате занятий у детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.

×
×