Автор: Раскатова Татьяна Евгеньевна
Педагогические возможности игры
в развитии логического мышления младших школьников
В современной педагогике дидактическая игра рассматривается, как эффективное средство развития ребёнка, развитие таких интеллектуальных психических процессов как внимание, память, мышление, воображение.
С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Само название дидактические говорит о том, что эти игры имеют свою цель умственного развития детей и, следовательно, могут рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.
Основные положения теории игровой деятельности были сформированы и разработаны классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, А.С. Макаренко, А.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими.
Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте, но она не теряет развивающих функций. Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.
Очень важно, что игра- это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.
Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:
· находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
· сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.
В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. Нас интересуют игры, развивающие интеллектуальную сторону игры, которые способствуют развитию мышления младших школьников.
Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.
Следовательно, логико-математические игры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Предлагаемые игры, насыщены логическим и математическим содержанием. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у младших школьников простейших логических структур мышления.
Все предлагаемые игры проводились на уроках математики. Результаты работы подтвердили не только доступность данных игр, но и их высокую эффективность.
Специфика предлагаемых игр такова, что в большинстве случаев в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям не надоедает, так как меняются (варьируются) исходные данные. Поэтому каждое повторение игры включает элементы новизны и решаемая в процессе задача меняется. Лишь несколько игр, предназначенных для развития внимания детей, не удовлетворяют этим условиям.
Приведу некоторые игры, которые я использую в работе и которые нравятся детям.
«СОСТАВИМ УЗОР».
Цель. Учить разливать предметы по размеру, цвету, форме, расположению.
Игровой материал. Набор геометрических фигур.
Содержание игры. Учитель описывает расположение геометрических фигур; один из учеников работает на магнитной доске, все остальные у себя на парте выкладывают из геометрических фигур соотвествующие узоры. Учитель предлагает разместить на середине жёлтый круг; вверху и внизу от круга – два зелёных треугольника, а справа и слева – два красных. Правее этого узора предлагается выложить другой: круг посередине, два жёлтых и два красных квадрата расположить к кругу углом, вверху и внизу – красные квадраты, справа и слева – жёлтые. Затем предлагается составить свой узор из геометрических фигур и расположить его левее первого узора. Учитель просит сосчитать число фигур в каждом узоре, в двух узорах, в трёх.
«УГАДАЙКА».
Цель. Учить сравнивать предметы по разным признакам.
Игровой материал. Рисунки 20 грибов: 2 белых, 5 сыроежек, 4 опёнка, 2 подберёзовика, 2 подосиновика, 3 лисички, 2 мухомора (1 гриб каждого вида с большой шляпкой на тонкой ножке, 1 – с маленькой шляпкой на толстой ножке).
Содержание игры. Учитель в каждом секторе магнитной доски размещает рисунки больших и маленьких грибов одного вида. Вращая круг, открывает одну полянку, и дети «угадывают» вид грибов. Затем они показывают большие и маленькие грибы, грибы с большой шляпкой на тонкой ножке и с маленькой шляпкой на толстой ножке. Дети называют гриб, выделяют съедобные и ядовитые, считают грибы на одной, двух, трёх полянках.
«КОНЦОВКА».
Цель. Развивать речь детей, включать в активный словарь слова выше, ниже, толстый, тонкий, высокий, низкий.
Игровой материал. Рисунки берёзы, дуба, ели, сосны, вылепленные из пластилина фигурки или рисунки Колобка, Буратино, дяди Стёпы, Чебурашки.
Содержание игры. Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (все предложения составляются на основе использования иллюстраций или фигурок из пластилина). Например: Если сосна выше берёзы, то … (берёза ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то …(ствол берёзы тоньше ствола дуба). Колобок – круглый. Буратино – тонкий. Дядя Стёпа – высокий. Мяч – круглый. Соломинка – тонкая, длинная.
Помимо приёма сравнения, я включаю в игры разъяснение логических связок И, ИЛИ.
Эти игры нравятся детям. Так, однажды я сказала:
— Сегодня мы будем играть в игру «И, ИЛИ». Посмотрите: что нарисовано на плакате (с одной стороны был нарисован большой зелёный огурец, а с другой маленький зелёный огурец)? (Огурец) Какой это огурец? (Зелёный.) А ещё какой? (Большой.) Значит, огурец зелёный и большой? А это какой огурец? Показываю маленький огурец. (Маленький и зелёный.)
Показываю другие плакаты. На них изображены различные фигуры: треугольники, квадраты, круги разных цветов.
— Покажите круг большой и красный. Зелёный и маленький. Жёлтый и большой.
Дети никак не могут найти такой круг, так как на рисунке есть только жёлтый и маленький.
— Такого нет, — говорят они.
— Как же быть? Может, сказать, по-другому? Послушайте внимательно! Покажите большой или жёлтый круг. Кто заметил, что изменилось в вопросе? (Вы сказали: «Или».) А теперь попробуйте сказать, что нужно вставить – И или ИЛИ: яблоко красное … большое. Сосна зелёная … высокая. У меня в руках яблоко. Оно горькое … сладкое. В этой кружке кисель … компот? А в этой кружке чай холодный … горячий?
Особенно нравятся детям задания с выполнением рисунка.
— Нарисуйте дом, чтобы он был высокий и низкий. (Такой дом нарисовать нельзя.) Как же правильно сказать? (Дом высокий или низкий.) Нарисуйте круг, чтобы он был красный и зелёный. (Можно нарисовать круг красный или зелёный.)
Дети принимают активное участие в игру «Верно, неверно».
Цель этой игры – разъяснить слова каждый, все, некоторые, а также частицу не.
Учитель предлагает детям высказывания. Если высказывание верно, они должны поднять зелёный кружок, если неверно – красный кружок.
Например:
а) Каждый ребёнок – мальчик.
Дети поднимают красный кружок и уточняют, что есть ещё и девочки.
б) Все полоски одинакового цвета (полоски разной длины и разного цвета).
Дети поднимают зелёный кружок.
Для усвоения детьми частицы НЕ предлагаю игровые задания: «Кто быстрее?», «Верно, неверно».
1. Выбери из набора геометрических фигур: не треугольники; не квадраты; не круги.
2. Выбери треугольники: не красного цвета; не жёлтого; не синего.
3. Выбери красные фигуры не треугольники.
После выполнения таких заданий дети отвечают, почему они выбрали именно эти фигуры, а не другие.
Предлагаю и игровые упражнения: из ряда карточек, на которых изображены разные предметы, выбрать:
а) не овощи;
б) не одежду;
в) не игрушки;
г) не фрукты.
Для проверки умения правильно понимать слова все, каждый, любой, некоторый даю такое задание. Дети получают по 4 карточки, на каждой из которых нарисовано три круга. Задание.
1. Возьмите первую карточку. Раскрасьте каждый круг.
2. Возьмите вторую карточку. Раскрасьте любой круг.
3. Возьмите третью карточку. Раскрасьте некоторые круги.
4. Возьмите четвёртую карточку. Раскрасьте все круги.
Большой интерес вызывают также игры на умозаключение. В процессе таких игровых ситуаций дети смелее учатся рассуждать и обосновывать свои действия. Приведу примеры игровых ситуаций, с которых я начинаю обучать детей логическим приёмам.
Ставлю на стол пирамидку и задаю вопросы: как составлена пирамидка? В каком порядке расположены колечки? Что можно сказать о величине второго колечка снизу? Что можно сказать о величине третьего и второго колечка? Второго и первого? Третьего и первого?
После ответов на эти вопросы пирамидку убираю и предлагаю следующее задание: «Мальчик собрал пирамидку из трёх колечек, расположив их, начиная с самого большого колечка и кончая самым маленьким. В каком порядке мальчик надел колечки, если зелёное колечко больше синего, а синее колечко больше красного?
Ответов детей было много. Одни выполнили задание неправильно, другие выполнили задание верно, но объяснить свои действия не смогли. И только некоторые учащиеся правильно выполнили задание и обосновали выбор последовательности колец.
Предлагаю следующую задачу: «Мальчик составил пирамидку из трёх колечек. В каком порядке он расположил колечки, если жёлтое больше зелёного, а красное меньше зелёного?»
Выслушав детей, отмечаю правильные ответы и правильные объяснения выбора решения. В заключение показываю картинку – аппликацию соответствующей пирамидки. Дети проверяют правильность решения.
На одном из уроков я вызываю пятерых учеников и предлагаю им встать по росту за учеником самого низкого роста. Когда дети построятся, задаю вопросы: кто из детей самого низкого роста? (Лена) Кто выше Лены? Кто самого высокого роста? Кто выше: Лена или Света? Ира или Вика? и т.д.
После наглядно проделанной работы предлагаю детям решить задачу? «В классе учатся три друга: Юра, Боря и Миша. Юра ростом выше Бори, а Боря выше Миши. Кто из ребят самого высокого роста? Самого низкого?
Ученикам, затрудняющимся дать верный ответ, предлагаю нарисовать три точки и каждую точку обозначить первой буквой имени ребёнка:
. Ю . Б .Ю . Б
. М . М
Направление стрелки показывает, кто из детей выше. Дети объясняют, почему стрелка показывает направление в сторону точки Ю. Соединяем стрелками точки Б и М. Один из учеников объясняет, почему направление стрелки указывает в сторону точки М. Задаю вопросы слабым ученикам: кто самый высокий? Самый низкий?
Обобщая опыт работы по формированию логических приемов у младших школьников, можно сделать следующие выводы: усвоение логических приёмов должно осуществляться в тесной связи с рассмотрением различных вопросов курса математики и учитывать индивидуальные особенности детей. Использование игры создаёт для этого необходимые условия.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)
Итак, педагогические возможности дидактической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.
Предложенный перечень игр и игровых упражнений не ограничивает инициативу учителей. Перед учителем открываются в этом направлении широкие возможности для творчества.
Отдавая должное игре как методу обучения, следует помнить, что даже дидактическая игра не может и ни в коем случае и не должна подменять собой другие известные методы обучения. Игра на уроке должна быть подчинена целям каждого конкретного урока и помогать достижению этих целей, а не отвлекать детей от основного содержания урока.
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.
В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихся по форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие, красные), размеру(большие и маленькие) по толщине(толстые и тонкие).То есть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В своей практике я использовала в основном плоские геометрические фигуры. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся:
Выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции.
Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько позже по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.)и по четырём свойствам(цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое мышление детей.
В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому — чтобы рядом не было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплекс фигур.
Это очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает.
Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом. На уроках математики была поставлена цель повысить уровень развития элементов логического мышления детей, посредством включения в урок логической разминки, которая проводилась в начале урока. В содержание разминки включались логико-математические игры с блоками Дьенеша. Как уже говорилось, блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, он имеет широкий спектр применения в развивающих играх. Организация игр осуществлялась по следующим направлениям: подготовка к проведению игры, проведение игры, её анализ. Нами были разработаны комплекс постепенно усложняющихся игр, состоящих из двух групп игр.
Игры на выделение и абстрагирование свойства: “найди фигуру”.
1. “Шифровальщик”
2. “Прятки”
3. “Найди свою дорожку”
4. “Собери бусы”
5. “Машинисты”
6. “Почтальоны”
7. “Проводники”
Игры на сравнение и классификацию:
1. “Две дорожки”
2. “Засели домик”
3. “Садовники”
4. “Поймай тройку”
Для фронтальной работы с детьми был подготовлен дидактический материал – это геометрические фигуры блоки Дьенеша (определенный цвет, величина, форма и толщина). Также были изготовлены для каждого ребёнка трафареты, содержащие набор всех фигур из блоков, к ним прилагается наборы цветных карандашей (синий, красный, жёлтый).Эти наборы использовались при выполнении самостоятельной работы одновременно детьми всего класса. Для придания игре занимательности вместо традиционных блоков мы изготовили другой дидактический материал, включающий все свойства блоков. Это плоские картонные цветы разной величины и цвета, сердцевины цветов полнены в виде геометрических фигур. Таким образом, применяемые нами методы и приёмы организации игр и используемый при этом дидактический материал способствовали развитию логического мышления и детей. Это отразилось на других математических заданиях. На уроке математике дети стали легче усваивать программный материал, быстрее стали справляться с математическим заданием, ответы детей качественно отличаются своим содержанием и логикой.
Следовательно, разработанная нами методика включения в уроки математики игр с геометрическими фигурами – блоками Дьенеша, доказывает её эффективность.
ение
1. «Найди фигурку».
Цель: Учить выделять и абстрагировать свойства фигур, находить фигуры по 1, 2,3, свойствам, а также с отрицанием какого либо свойства.
Материал: Полный набор блоков, карточки-символы.
Вариант 1. Учитель называет полное имя(цвет, форму и величину) задуманного блока, а дети находят его. Кто первый нашёл забирает фигурку себе. Побеждает тот, кто больше всех набрал фигур.
Вариант 2. Учитель показывает знаки- символы, обозначающие форму, цвет, величину
или отрицание этих свойств. Дети должны назвать и показать фигуру, отвечающую этим
признакам. Ребёнок, назвавший первым, забирает фигуру себе. Побеждает тот, кто больше других набрал фигур.
2. «Шифровальщики».
Цель: Отгадывать фигуру по знакам- символам с отрицанием и без отрицания, кодировать свойства фигуры, изображая знаки-символы письменно.
Материал: Трафареты, цветные карандаши, бумага, карточки с изображением с донной стороны геометрической фигуры, с другой- знаков-символов, соответствующим свойствам этой фигуры.
Вариант 1. Дети получают карточки, лежащие на столах вверх стороной, где изображены знаки-символы. По знакам дети отгадывают фигуру и называют её. Правильность своего ответа проверяют, перевернув карточку. Затем дети меняются карточками.
Вариант 2. Учитель показывает карточку со знаками- символами, рассказывающими
Свойствами какой либо фигуры. Дети отгадывают эту фигуру и рисуют её на листочках с помощью трафаретов.
Вариант 3. Каждый ребёнок получает чистый лист бумаги. С одной стороны с помощью трафарета он рисует любую фигуру. С другой стороны, перевернув листок, рисует знаки- символы, соответствующие этой фигуре (кодирует). Затем дети меняются карточками и по знакам-символам отгадывают какая фигура была у соседа. После отгадывания проверяют правильность ответа, перевернув карточку фигуркой вверх.
3.»Прятки».
Цель: Выявление и абстрагирование свойств, развитие связи между образом свойств и словом.
Материал: На каждого ребёнка набор блоков, коробочка.
Вариант 1. Все блоки разложены на столе. Учитель говорит , что фигурки захотели поиграть в прятки, нужно помочь им спрятаться.
Вариант 1. Все блоки разложены на столе. Воспитатель говорит, что фигурки захотели поиграть в прятки, нужно помочь им спрятаться. Каждый ребенок получает коробочку. Воспитатель называет какие соответствующие фигурки. Называется одно свойство блоков, например, воспитатель говорит: « Спрятались все большие блоки!» (все круглые, все красные, все не квадратные, не синие и т.д.). Затем коробки открывают и проверяют, не спрятался ли там чужой блок. После проверки исправляют ошибки, и игра продолжается с названием другого свойства блоков.
Вариант 2. Учитель называет сразу два свойства блоков, которые прячутся в коробки (треугольные маленькие или квадратные не красные т.д.).
Вариант 3. Учитель называет сразу три свойства блоков, которые должны спрятаться (круглые красные большие, желтые маленькие квадратные и т.д.).
4. «Найди свою дорожку».
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Материал: Набор логических блоков, таблицы с изображением домиков и дорожек (см. приложение).
Воспитатель говорит детям, что фигурки заблудились и никак не могут попасть домой, нужно им помочь найти свою дорожку. Знаки — символы на дорожках подскажут, по какой дорожке можно идти, а по какой нельзя. Дети по желанию наугад делят между собой фигурки и по очереди « провожают» каждую фигурку.
Вариант 1. Учет одного свойства (цвет, форма или величина).
Вариант 2.Учёт двух свойств поочерёдно (величина и цвет, цвет и форма).
Вариант 3. Учёт трёх свойств поочерёдно (величина, цвет, форма и цвет, форма, толщина).
5. « Собери бусы».
Цель: Развитие умения выделять и абстрагировать свойства, сравнивать блоки по выделенным свойствам, выстраивать последовательную цепь.
Материал: Набор блоков, верёвочка.
На столе выкладывается верёвочка и набор блоков. Детям предлагается собрать бусы так, чтобы «бусинки» (блоки) чередовались в определенной последовательности.
Вариант 1. «Нанизать» бусинки на ниточку так, чтобы рядом не было бусинок одинаковых по цвету ( или форме, или величине).
Вариант 2. Нанизывание двух бусинок не похожих по двум свойствам (цвет и величина, величина и форма, цвет и форма).
Вариант 3. Собрать бусы так, чтобы рядом не было одинаковых по цвету, величине и форме бусинок ( по трём свойствам).
Вариант 4. Нарисовать бусы с помощью трафарета по условию 1, 2, или 3 вариантов.
6. «Машинисты».
Цель: Развивать умения абстрагировать свойства предметов, умение рассуждать, действовать согласно знакам- символам.
Материалы: Блоки плоский картонный паровозик.
Детям предлагается рассмотреть таблицу. Дети- машинисты, фигурки- пассажиры. Пассажиров нужно доставить домой. Двигаясь по разветвлению дорог паровозик должен попасть из начальной станции на конечные. При этом он должен в соответствии со знаками, указывающими, кто по данному отрезку пути может ехать.
ИГРЫ НА СРАВНЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЮ.
1. «Две дорожки».
Цель: Развитие умения сравнивать предметы по самостоятельным выделенным свойствам.
Материал: Блоки.
Вариант 1. Дети играют по парам. Каждый берёт из набора 5 разных фигур, складывает их стопой. Игроки по очереди строят дорожки из своих фигур. Первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней, получается дорожка. Затем второй ребенок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если он находит какое-то одно общее свойство между своей фигурой и фигурой соперника, то забирает себе одну фигуру. Побеждает тот, у кого остаётся больше фигур.
Вариант 2. Игрок забирает фигуру из дорожки соперника себе в том случае, если фигуры похожи двумя свойствами. Количество фигур- по10 .
Вариант 3. Фигуру соперника игрок выигрывает в том случае, если она отличается от его собственной тремя свойствами. Количество фигур- 12.
2. «Поймой тройку».
Цель: Развитие умение сравнивать.
Материал: Блоки.
Учитель перемешивает фигуры и складывает их стопой. Затем снимает две верхние и кладёт их на стол. Первый ребёнок берёт из стопки фигуру, прикладывает её к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если он замечает какое-либо сходство, то забирает все три фигуры, если общего свойства не обнаруживается, то последнюю снятую
Фигурку кладут вниз стопки. Затем следующий ребёнок берёт из стопки новую фигуру и ищет общее свойство в тройке фигур. Выигрывает тот, кто собирает больше фигур.
3. «Засели домики».
Цель: Развивать умение классифицировать.
Материал: Блоки.
Вариант 1. Перед детьми изображение домиков. Нужно расселить блоки в эти домики, но так, чтобы в каждой квартире оказались одинаковые по цвету, форме или размеру жильцы. Каждый ребёнок выбирает себе домик, решает по какому свойству он разделит фигуры ( чтобы в каждой квартире оказались все одинаковые), а затем раскладывает их.
В конце дети проверяют друг друга, обмениваются домиками и расселяют фигуры в новых домиках.
Вариант 2. При заселении домиков дети классифицируют фигуры сразу по двум свойствам. Заселив домики, дети рассказывают правила заселения фигур в своём домике.
Домики в этом варианте игры двухэтапные и трехэтапные.
Вариант 3. Дети классифицируют фигуры по трём свойствам. У каждого ребёнка два домика большой и маленький, в маленьком доме поселяются маленькие фигуры, а в большом- большие.
4. «Садовники».
Цель: Освоение умения классифицировать предметы по одному, двум, трём свойствам, выражать свойство одних фигур, через свойства других с помощью частицы «не».
Материал: Блоки, цветы со всеми свойствами блоков Дьенеша: большие и маленькие, разного цвета с сердцевинами разной формы, обручи.
Вариант 1. Игра с 1 обручем. Дети- садовники, обруч- клумба. Нужно рассадить цветы по заданному одному свойству: все красные или все большие, или все с квадратными серединками. Посадив цветы, дети выясняют какие цветы остались вне клумбы, используя свойство цветов на клумбе. (Вне клумбы- все не красные, все не большие цветы и т. д.)
Задание садовникам усложняется: на клумбе нужно посадить цветы, учитывая 2 свойства и т.д..
Вариант 2. Игра с двумя обручами разного цвета. Обручи пересекаются и имеют общую площадь. Нужно посадить в середину черного обруча все треугольники, а на белую клумбу- все красные. Дети должны догадаться, какие цветы посадить на общую площадь (все красные цветы с треугольными серединами.) Игру повторять, варьируя задания.
Вариант 3. Игра с 3 обручами разного цвета. Обручи пересекаются и имеют несколько общих площадей. Рассмотреть с детьми клумбы, выделить общие площади, назвать их.
Даётся задание посадить цветы в соответствии с заранее установленными правилами.
Например, на белой клумбе посадить все жёлтые цветы, на чёрной- все цветы с квадратными серединами, а на полосатой- все маленькие цветы.