Автор: Кокшарова Татьяна Владимировна
№ п/п |
Основные компоненты среды развития речевой культуры |
Педагогические действия (формы, методы, приемы, средства, материалы), направленные на обновление ценностно-ориентированной образовательной среды в условиях ДОО/ Группы
|
Действия взрослых (родителей, педагогов), направленные на обновление ценностно-ориентированной развивающей среды в условиях семьи (способы, методы, приемы, средства, материалы) |
|
Речь и мышление |
||
1. |
Книги и иллюстрации |
— чтение книг детям в свободное время, перед сном, предварительная работа к занятиям); — выставка книг по определенной тематике; — выставка детских рисунков на темы художественных произведений; — беседы о книгах, выяснение, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; — создание книжек-малышек, книжек-загадок; — беседы по знакомству с художниками — иллюстраторами детской книги; — сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению; — выставка детских журналов; — драматизация литературных сюжетов; — ремонт книг; — тематическое занятие в форме «литературной гостиной» |
— семейное чтение; — изготовление книжки-малышки; — рисунки к сказкам; — составление рассказов (на основе семейного отдыха, путешествий, прогулок, посещения мероприятий и т.д.); — посещение библиотеки; — домашняя библиотека детских книг; — изготовление костюмов и атрибутов к праздникам в ДОУ; — организация домашних праздников.
|
2. |
Стимулирование общения между детьми |
— традиция приветствия и прощания между детьми; — оформление альбомов «Моя семья» (дети рассказывают о своей семье); — беседа «Как я провёл выходной день» (что было интересного, что больше всего запомнилось и т.д.); — во время режимных моментов использовать игровые приемы, потешки, песенки и т.д.; — поощрять проявления сочувствия, стремление предлагать свою помощь; — организация сюжетно-ролевых игр; — организация наблюдений; — драматизация сказок; — составление рассказов; — сочинение сказок; и др. |
— создание эмоционально благоприятной ситуации, уважительные отношения между членами семьи; — привитие ребенку уважения к окружающим; — поощрение инициативы в общении; — посещение с ребенком мест, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости); — ролевые игры на тему дружбы; — книги и мультфильмы о дружбе; — беседы; — личный пример близких взрослых |
3. |
Использование речи для развития мыслительных навыков |
1. Дидактические игры: — формирование мыслительных операций «анализа». «синтеза»; — формирование мыслительной операции «сравнение»; — классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости сходства или различия друг с другом; — конкретизация – мыслительная операция, заключающаяся в определении проявления общего закона в частном случае; — формирование наглядно-образного мышления. — предметные игры; — подвижные игры; — беседа-разговор; — словесные дидактические игры; — пересказ; сочинение. |
— дидактические игры для развития речи; — формирование умения высказывать элементарные суждения (обширные вопросы взрослых: «Во что одет? Что несет? Кому?» и т. п.); — разнообразные поручения, где одно действие (вроде открыть, завернуть, поставить и др.) связано со многими предметами |
4. |
Повседневное использование речи |
— речевой образец воспитателя (правильная речь для подражания); — повторное проговаривание (преднамеренное, многократное повторение с целью запоминания; — объяснение (раскрытие значений слов); — указания (как надо действовать, достичь требуемого результата); — словесные упражнения (выработка и совершенствование речевых умений и навыков); — оценка детской речи (раскрывает степь усвоения и совершенствования речевых умений и навыков); — вопрос (умение использовать имеющиеся знания). |
— общение (усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества); — бытовая деятельность (обогащение и расширение словаря); — посещение театров, музеев, поездка к бабушке, работа в огороде и т.д. (накопление и активизация словаря); — игра (развивается интеллект, речь, уточняет и обогащает словарный запас); — беседа после просмотров фильмов, мультфильмов, телевизионных передач (расширяет кругозор, делает понятными новые для них слова). |