8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

План обновления ценностно-насыщенной образовательной среды развития речевой культуры в условиях ДОО и семьи

Автор: Кокшарова Татьяна Владимировна

№ п/п

Основные компоненты среды развития речевой культуры

Педагогические действия (формы, методы, приемы, средства, материалы), направленные на обновление ценностно-ориентированной образовательной среды в условиях ДОО/ Группы

 

Действия взрослых (родителей, педагогов), направленные на обновление ценностно-ориентированной развивающей среды в условиях семьи (способы, методы, приемы, средства, материалы)

 

Речь и мышление

1.

Книги и иллюстрации

— чтение книг детям в свободное время, перед сном, предварительная работа к занятиям);

— выставка книг по определенной тематике;

— выставка детских рисунков на темы художественных произведений;

— беседы о книгах, выяснение, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций;

— создание книжек-малышек, книжек-загадок;

— беседы по знакомству с художниками — иллюстраторами детской книги;

— сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению;

— выставка детских журналов;

— драматизация литературных сюжетов;

— ремонт книг;

— тематическое занятие в форме «литературной гостиной»

— семейное чтение;

— изготовление книжки-малышки;

— рисунки к сказкам;

— составление рассказов (на основе семейного отдыха, путешествий, прогулок, посещения мероприятий и т.д.);

— посещение библиотеки;

— домашняя библиотека детских книг;

— изготовление костюмов и атрибутов к праздникам в ДОУ;

— организация домашних праздников.

 

2.

Стимулирование общения между детьми

— традиция приветствия и прощания между детьми;

— оформление альбомов «Моя семья» (дети рассказывают о своей семье);

— беседа «Как я провёл выходной день» (что было интересного, что больше всего запомнилось и т.д.);

— во время режимных моментов использовать игровые приемы, потешки, песенки и т.д.;

— поощрять проявления сочувствия, стремление предлагать свою помощь;

— организация сюжетно-ролевых игр;

— организация наблюдений;

— драматизация сказок;

— составление рассказов;

— сочинение сказок;

и др.

— создание эмоционально благоприятной ситуации, уважительные отношения между членами семьи;

— привитие ребенку уважения к окружающим;

— поощрение инициативы в общении;

— посещение с ребенком мест, где есть его сверстники (детские площадки, клубы, группы полного дня или кратковременного пребывания, кружки и секции, гости);

— ролевые игры на тему дружбы;

— книги и мультфильмы о дружбе;

— беседы;

— личный пример близких взрослых

3.

Использование речи для развития мыслительных навыков

1. Дидактические игры:

— формирование мыслительных операций «анализа». «синтеза»;

— формирование мыслительной операции «сравнение»;

— классификация – мыслительная операция, заключающаяся в распределении предметов по группам в зависимости сходства или различия друг с другом;

— конкретизация – мыслительная операция, заключающаяся в определении проявления общего закона в частном случае;

— формирование наглядно-образного мышления.

— предметные игры;

— подвижные игры;

— беседа-разговор;

— словесные дидактические игры;

— пересказ; сочинение.

— дидактические игры для развития речи;

— формирование умения высказывать элементарные суждения (обширные вопросы взрослых: «Во что одет? Что несет? Кому?» и т. п.);

— разнообразные поручения, где одно действие (вроде открыть, завернуть, поставить и др.) связано со многими предметами

4.

Повседневное использование речи

— речевой образец воспитателя (правильная речь для подражания);

— повторное проговаривание (преднамеренное, многократное повторение с целью запоминания;

— объяснение (раскрытие значений слов);

— указания (как надо действовать, достичь требуемого результата);

— словесные упражнения (выработка и совершенствование речевых умений и навыков);

— оценка детской речи (раскрывает степь усвоения и совершенствования речевых умений и навыков);

— вопрос (умение использовать имеющиеся знания).

— общение (усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества);

— бытовая деятельность (обогащение и расширение словаря);

— посещение театров, музеев, поездка к бабушке, работа в огороде и т.д. (накопление и активизация словаря);

— игра (развивается интеллект, речь, уточняет и обогащает словарный запас);

— беседа после просмотров фильмов, мультфильмов, телевизионных передач (расширяет кругозор, делает понятными новые для них слова).

 

×
×