Мастер-класс » Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка»

Автор: Михайлова Марина Александровна

МОБУ « Екатериновская ООШ»

Оренбургская область Саракташский район с. Екатериновка

Учитель: Михайлова Марина Александровна

Мастер-класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроке русского языка»

— Здравствуйте, уважаемые коллеги . Сегодня мы с вами проведем мастер- класс. Перед вами лежат  карточки  с цитатой . Давайте обратимся к цитатам. Прочитайте их и подумайте, какова будет тема нашего мастер-класса?

Приложение №1 Цитаты для карточек:

«Не мыслям надо учить, а мыслить» И.Кант

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д.Ушинский

«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться». Сенека Луций Анней (Младший)

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Сенека Луций Анней (Младший)

«В учении нельзя останавливаться» Сюнь-цзы

«Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!» Сюнь-цзы

«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Каменский

-Действительно, все цитаты говорят о том, что учиться нужно на протяжении всей жизни, а для этого необходимо развивать на уроках ФГ.(слайд 1)

-Сегодня Вы подробнее познакомитесь с различными приемами развития функциональной грамотности на уроке русского языка. Надеемся, этот опыт будет полезен вам в работе.

 Начать нашу совместную работу мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

— «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

— «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –добавил второй.

— «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

-Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно ,мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

— «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

— умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» — о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если учитель на уроке применяет интерактивные методы и игровые технологии обучения. Вот, например, современные учёные-педагоги, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был только звуковым, то ученик запоминал бы около 25% объема, если информация была представлена зрительно — около 33%. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 50%, а если вовлечь интерактивные методы обучения в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках русского языка , которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

-Для развития ФГ на уроке можно использовать различные приемы. Перед вами таблица. Поставьте знак «+» напротив тех приёмов, о которых вы знаете и используете на уроках, с которыми знакомы. (распечатка)

Приём

 

 

Отсроченная отгадка

   

Проблемная ситуация

   

Кластер

   

Корзины идей

   

Лови ошибку

   

Своя опора

   

Шаг за шагом

   

Денотатный граф

   

Яркое пятно

   

Удивляй

Цветные поля

Диаграмма Венна

Ромашка Блума

   

— Какие приёмы вы используете? С какими знакомы?

— Замечательно, что вы знакомы с этими приемами. Но есть приёмы, которые вы используете реже или не знакомы с ними. Их мы рассмотрим подробнее.

Презентация приемов (каждый прием на отдельном слайде)

1) один из  способов «вхождения» в урок — прием «Отсроченная отгадка».

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Например, приступая к изучению темы «Фонетика» в 5 классе, демонстрирую на слайде разные предметы. Вопрос: что объединяет эти предметы? И какая картинка лишняя?

 

Среди картинок с общим корнем – фон — лишняя картинка, изображающая фон рабочего стола. Общее у остальных предметов то, что они передают звук.

— Какая взаимосвязь между словом «звук» и уроком русского языка? Предположите, о чем будем говорить на уроке.

 

     

При изучении темы «Текст. Признаки текста» в 5 классе урок начинаю с вопроса      «Что общего между предметами, изображенными на слайде?» Мы видим разную ткань, оформленную в рулоны, и книгу с напечатанным текстом

 

 

В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. Если из куска ткани вынуть хоть одну ниточку, то ткань испортится. Так и любой текст. Потеряв одно или несколько пр-ий, может потерять смысл.

— Предположите, что станет на уроке предметом нашего разговора? — текст

 Слово ТЕКСТ произошло от латинского слова, означает «ткань, единство» (т.е.   словесное единство). — Что можно исследовать и анализировать  в тексте? Законы построения текста, как связан текст, признаки текста

 

— Глядя на рисунок, расскажите о земле, по которой мы будем путешествовать ( пустыня (много песка), зной, пальмы, шатры (привал),  оазис, арабы…) — Перед нами песчаные степи аравийской земли. Как эта местность связана с текстом, который читали, готовясь к уроку? Действие, описанное Лермонтовым в стихотворении «Три пальмы», разворачивается именно на востоке. И неслучайно Лермонтов своему стихотворению дает подзаголовок- восточное сказание — автор предупреждает о восточном

 2) Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

— Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.

Проблема: знакомый прием для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

4) Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приемов  «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

1)Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

— А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

5) Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Можно использовать и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Удвоенные согласные»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

весна, коллективный, солнце, избушка, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, местность, изгиб.

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? (если это первый урок по

4.Приём «Цветные поля» Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет своё значение, но каждый раз это обращение к учителю.

 Красные поля — «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить»

 синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю».

 жёлтые, которые обозначают «Я уверен(а), что у меня в работе всё правильно».

Прием «Диаграмма Венна»

Цель: отработка умения сопоставлять и сравнивать; выделять главные признаки, находить различие и сходство; обобщать.

 

7) Эффективен так же прием «Своя опора», когда учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки.

Спасибо за ответы и за продуктивную работу на МК. Чтобы эффективно использовать эти приемы на своих уроках, мы подготовили для вас буклеты. До свидания, до новых встреч!

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») . Лепесток-вопрос.

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой Блума».

Ромашка Блума» («Ромашка вопросов» ) на уроках русского языка.

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков — шести типов вопросов:

1.Простой, отвечая на который, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию; «Причастие – это самостоятельная часть речи?»

2. Уточняющий, целью которого является предоставление человеку возможностей дляØ обратной связи относительно того, что он только что сказал; «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

3.Интерпретационный (объясняющий), направленный на установление причинно — следственных связей; «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

4.Творческий, содержащий частицу бы, элементы условности, предположения,Ø прогноза; «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?»

5.Оценочный, направленный на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

6.Практический, позволяющий установить взаимосвязь между теорией и практикой «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

— Таким образом, мы пришли к выводу: функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе Выполняя мои несложные задания, мы составим пазл – компоненты функциональной грамотности. Т.е., мы получим продукт нашей совместной деятельности.

 Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

Закончить хочу притчей. Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел проверить это и . зажав в ладони бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или жива. А сам думает. Если он скажет живая- я ее умертвлю , если мертвая- выпущу. Все в твоих руках.  В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.

У вас на столах две бабочки: зеленая и желтая. Если вам понравился мой мастер- класс, это было актуально , полезно, интересно и вы будете использовать в своей работе-возьмите зеленую бабочку. Ну, а сели это вас совсем не тронуло- желтую бабочку.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими  дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

 

 

 

×
×