«Особенности организации режимных моментов в разных возрастных группах»

Автор: Малявина Ольга Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 152»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

На тему: «Особенности организации режимных моментов в разных возрастных группах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель: Малявина О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2022г

«Особенности организации режимных моментов в разных возрастных группах»

 

Под режимом принято понимать обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

1.     Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание)

2.     Тщательный гигиенический уход

3.     Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности

4.     Формирование культурно-гигиенических навыков

5.     Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных моментов

6.     Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка

7.     Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом все его компоненты (сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи и т.д.) должны оставаться неизменными.

В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (питания, сна, игр, занятий, прогулок) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому.

Основное требование к режиму — учет возрастных особенностей детей. В младших группах больше времени отводится на сон, одевание, раздевание, умывание и т. д. В старших группах в связи с возросшей самостоятельностью детей на бытовые процессы требуется значительно меньше времени и соответственно больше уделяется на игры и другие виды деятельности.

В процессе выполнения режима необходимо учитывать некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому учреждению, время года). Переводить из одного режима в другой следует постепенно.

Следующее требование — постоянство режима: вовремя есть, заниматься, играть, спать. Оно способствует выработке у детей устойчивого динамического стереотипа, приучает к порядку, дисциплинированности. Нарушения режима отрицательно сказываются на здоровье детей и их поведении: они перевозбуждаются, начинают капризничать, между ними могут возникнуть ссоры.

При выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность повышаются с 8 до 12 и с 16 до 18 часов и снижаются с 14 до 16 часов. В течение недели наибольшая работоспособность приходиться на вторник и среду, а с четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу.

Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.

Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

Таким образом, режимные требования, установленные в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.

Основные режимные моменты:

1.     Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

2.     Подготовка к завтраку, завтрак

3.     Организованная образовательная деятельность

4.     Подготовка к прогулке, прогулка

5.     Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

6.     Подготовка ко сну, дневной сон

7.     Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

8.     Подготовка к полднику, полдник

9.     Нерегламентированная деятельность, организованная образовательная деятельность

10.           Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

11.           Подготовка к ужину, ужин

12.           Игры, прогулка, уход детей домой

Все режимные моменты для привлечения внимания, сопровождаются художественным словом.

1.     Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Прием детей воспитателем может осуществляться в группе, приемной или на участке. Самое главное – это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи воспитанника.

Перед приемом детей воспитатель проветривает группу. Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Конечно же, пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

Воспитателем заранее продумывается, организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку.

Образовательная деятельность в самостоятельной деятельности детей

Образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности. Это требует создания специальных условий:

·        организации предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов;

·        использования педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, индивидуальных интересов и склонностей.

Формы самостоятельной деятельности ребенка в детском саду:

·        развивающие и логические игры;

·        музыкальные игры и импровизации;

·        самостоятельная деятельность в книжном уголке;

·        самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей;

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности: «центр познания», «центр творчества», «литературный центр», «спортивный центр» и др.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени:

·        наблюдения: в уголке природы, за деятельностью взрослых;

·        индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей;

·        создание практических, игровых, проблемных ситуаций, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

·        трудовые поручения;

·        беседы и разговоры с детьми по их интересам;

·        рассматривание дидактических картинок, иллюстраций.

Закончив прием детей, педагог проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

 

Утренняя гимнастика

Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: «Сильным хочешь быть и смелым, по утрам зарядку делай!»

2.     Подготовка к завтраку

Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

Рациональная организация питания в детском саду в первую очередь зависит от четкого выполнения режима. Завтрак, обед, полдник должны проводиться в одно и то же время каждый день, без задержек, поскольку длительное ожидание может снизить аппетит детей. За полчаса до еды прекращают шумные и подвижные игры, лучше почитать детям книгу, поиграть в настольные игры.

Ребят обязательно знакомят с меню, сообщают, что будет подано: это расширяет их кругозор, обогащает словарь и, конечно же, вызывает аппетит. Важный воспитательно-образовательный момент – это прием пищи, с целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа «Что повар приготовил?», «Съедобное – несъедобное», «Чем полезен?», «Угадай, из чего?», дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. Благоприятный период для индивидуальной работы – сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано, верно.

Гигиенические процедуры

Задачей гигиенических процедур в младших группах является обучение детей навыкам ухода за собой, а в старшем возрасте полученные навыки закрепляют и формируют умение выполнять их самостоятельно, без напоминания, на основе представлений об их необходимости и пользе.

Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков для разных возрастов отличаются. Наиболее уместны в группах раннего и младшего дошкольного возраста:

·        показ;

·        объяснение;

·        непосредственное руководство действиями;

·        использование художественного слова, фольклора;

·        игровые приемы.

Старшим школьникам уже не нужно показывать все этапы умывания, одевания, для них достаточно вопроса, напоминания, поощрения, похвалы. Для закрепления знаний о пользе гигиенических процедур детям старших групп можно показать мультимедийную презентацию о средствах гигиены, предметах одежды в зависимости от технического оснащения группы.

Приём поощрения, похвалы актуален во всех возрастных группах, а вот сравнение с другими детьми нежелательно. Сравнивать допустимо только достижения самого ребёнка, прошлые и настоящие, подчёркивая прогресс: «Вчера у тебя не получилось, а сегодня ты сам закатал рукава, чисто вымыл руки, аккуратно вывернул и сложил одежду, молодец!».

Старшие дошкольники должны не только уметь самостоятельно раздеваться ко сну и одеваться на прогулку, есть ложкой, вилкой, пользоваться ножом. Они также самостоятельно приводят в порядок свою одежду, завязывают шнурки, застёгивают пуговицы, следят за своим внешним видом. В младшей и средней группах большинство процедур по уходу за внешним видом воспитанников осуществляют педагог и его помощник, постепенно приучая к этим действиям детей.

Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате – дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.

Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место.

Проведите соревнования «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте самоконтролю и самооценки деятельности детей.

Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, ножом (старший возраст), вилкой, ложкой. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице. Столовые приборы для каждого ребенка ставятся на красиво оформленные индивидуальные салфетки.

В организации питания, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы.

Учитывается и уровень самостоятельности детей.

Дети младшего возраста любят накрывать на стол. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность сервировки стола.

Не забудьте ознакомить детей с меню в игровой форме:

« Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак»

Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы»

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу помощника воспитателя и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

Завтрак (обед, полдник, ужин)

Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.

1.     Последовательность блюд должна быть постоянной.

2.     Перед ребенком младшего возраста, можно ставить только одно блюдо.

3.     Блюдо не должно быть не слишком горячим, не холодным.

Пять правил «не» при приеме пищи:

1.     Не принуждать;

2.     Не навязывать;

3.     Не ублажать;

4.     Не торопить;

5.     Не отвлекать.

В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка нет, он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка.

В процессе организации питания решаются задачи культурно-гигиенических навыков приема пищи:

·        мыть руки перед едой;

·        класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать;

·        рот и руки вытирать бумажной салфеткой;

·        после окончания еды полоскать рот.

Подготовка к занятию

Перед занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид деятельности, используйте какую-либо игрушку.

Мишка приглашает к себе в лес, в гости.

Игра «Поставь игрушку на место. У каждой игрушки есть свой домик. Поставьте игрушки в домики.

Как оценку деятельности детей используйте похвалу со слов Мишки. Оценка детей младшего возраста может быть только положительной.

 

3.     Организованная образовательная деятельность

 

При планировании организованно образовательной деятельности с детьми воспитатели организуют занятия с дошкольниками в соответствии с сеткой занятий в данной возрастной группе. При подготовке необходимо определить главную цель занятия: будет оно носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт – знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.

 

4.     Подготовка к прогулке, прогулка

 

Прогулка в режиме дня дошкольного учреждения важна, а её польза для детей неоспорима по таким причинам:

·        Пребывание на свежем воздухе насыщает организм кислородом, укрепляет и закаливает.

·        Дети имеют возможность свободно двигаться на просторном участке, бегать, выполнять физические упражнения, которые в группе не всегда уместны.

·        Любящим пошуметь ребятам, не нужно сдерживать себя, ведь на прогулке разрешено и покричать, и поиграть в шумные игры, что не приветствуется в помещении.

·        Помимо физического развития, прогулки приносят пользу и в познавательном плане. Ведь во время них дети имеют возможность наблюдать за явлениями природы, животными, растениями, трудом взрослых, транспортом, домами, прохожими, а также заниматься исследовательской деятельностью.

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в организованно-образовательной деятельности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей.

Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:

·        дать установку на предстоящую деятельность;

·        напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.

Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок).

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

Организация прогулки

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже — 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет — при температуре воздуха ниже — 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Структура прогулки:

·        наблюдение;

·        подвижные игры;

·        индивидуальная работа с детьми;

·        труд;

·        создание условий для самостоятельной деятельности детей.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т. д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей.

Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, можно найти с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок.

Игровой материал для прогулки готовится заранее. Для закрепления последовательности одевания используются приемы: «Волшебные часы» (последовательность одевания в картинках), «Поможем Мишке одеться»; игру « Найди следующую картинку».

Планируйте подвижные игры: 2 – 3 игры большой подвижности: «Лошадки», «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Зайцы скок, скок», 2 -3 игры средней и малой подвижности.

В теплое время можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, театрализацией.

Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, мальчики пропускают девочек вперед.

 

5.     Возвращение с прогулки

 

По возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и последовательно раздеваться. Приемы «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Поможем Мишке раздеться».

В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Игры и детские виды деятельности

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда – с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.

Специально-организованная деятельность

Непосредственная специально-организованная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится специально-организованная деятельность согласно календарному плану, в котором указаны программное содержание и цели.

 

6.     Подготовка ко сну, дневной сон

 

После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 15 минут. Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным.

Спальню перед сном проветривают. Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность.

Обстановка в группе должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный  настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная  спокойная музыка, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к  каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.

Задачи

Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели.

Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении  при внезапном пробуждении.

Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои  потребности (сходить в туалет, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников.

Формы, методы, приемы

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной терапии, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?)

Планируемые результаты (достижения ребенка)

Ребенок тихо и спокойно ведет себя в спальной  комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности  при внезапном пробуждении.

 

7.     Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

 

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой и родителями воспитанников.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.

Гимнастика пробуждения

Гимнастика после дневного сна помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Длительность проведения гимнастики 7-15 минут. Организуя гимнастику пробуждения в детском саду, надо соблюдать принцип постепенного подъема детей под звуки музыки, вызывающей положительные эмоции.

Схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна:

·        гимнастика в постели;

·        упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;

·        дыхательная гимнастика;

·        индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;

·        водные процедуры.

Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение. Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.

 

8.     Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня:

 

·        Совместная игра воспитателя и детей направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

·        Ситуации общения и накопления положительного социальноэмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера условно-вербального характера и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

·        Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности. Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

·        Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровье и подвижные игры», музыкальные и литературные досуги.

·        Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Образовательная деятельность в режимных моментах во второй половине дня организуется с небольшими подгруппами детей или с группой в целом. Параллельно детям предоставляется возможность для организации самостоятельной деятельности по интересам. Атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. В подгруппах используется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практического выбора деятельности: в какие игры поиграть, чем и как лучше украсить группу к празднику, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр.

 

9.     Игры, прогулка, уход детей домой

 

На вечерней прогулке в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей.

Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения,  дает консультации по интересующим родителей вопросам

ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом — проблема.

Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя. Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

Режим полезен и необходим, и приучать к нему детей нужно и в детском саду, и дома. Чтобы вырастить здоровых, ловких, жизнерадостных малышей, педагоги детских садов и родители воспитанников должны направить совместные усилия на обеспечение рационального распорядка жизни и деятельности каждого ребёнка.

Методические приемы и правила организации режимных процессов

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, предусматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в учреждении дошкольного образования и дома.

4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т. д.

7. Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х -4-х детей и не более 3-4 минут.

8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

9. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям

×
×