Инновационные методы работы по развитию творческих способностей воспитанников 2 младшей группы

Автор: Тарасова Светлана Андреевна

Инновационные методы работы по развитию творческих способностей воспитанников 2мл группы.( из опыта работы)

«Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.» М. Горький

Ценность творчества заключается в самом процессе, а не в результате и не в продукте творчества. (Л.С. Выготский)

Инновационные технологии — это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

К инновационным педагогическим технологиям творческого развития воспитанников ДОО можно отнести: — проектную технологию; — технологию развития изобразительной и художественно-творческой деятельности; — арт-технологию; — технологию детского дизайна; — информационно-коммуникационные технологии; — игровые технологии; — STEM-технологию.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества.

Именно в это время происходит изменения во всех сферах, совершенствуются все психические процессы (внимание, мышление, память, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

Развивается у ребёнка: мелкая моторика рук и тактильное восприятие; пространственная ориентировка на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие; внимание и усидчивость; логическое и абстрактное мышление, фантазия; наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Где как не на занятиях по конструированию, лепке, аппликации и рисованию дошкольники занимаются творчеством, фантазируют, делают поделки своими руками. Занятия с детьми строятся по принципу «от простого к сложному».

Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.

1.Лепкой дети начинают заниматься с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип этой техники заключается в создании лепной картины более или менее выпуклых, полуобъемных деталей картины.

Для развития творчества, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином — «Пластилинография».

Пластилинография – это вид декоративно-прикладного искусства, который выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму барельефных изображений на горизонтальной поверхности.

Для создания пластилиновой картины необходимы:

— Картонная основа с контурным рисунком;

— Набор пластилина. В настоящее время существует настоящее разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Некоторые виды очень мягкие и от этого плохо держат заданную форму. Некоторые, наоборот, очень твёрдые, у детей быстро устают пальцы.

—  Набор стеков, пластмассовый ножик для резки пластилина. Иногда вместо стеки можно использовать зубочистку, деревянную палочку или медную проволочку.

— Подкладная доска – можно использовать кусочек линолеума размером 30 на 25 см

— Салфетка для рук — хлопчатобумажная ткань или бумажная салфетка для вытирания рук и рабочего места. Хорошо иметь под рукой флакончик с растительным маслом. Оно облегчит очистку рук и поверхности от налипшего пластилина.

— Бросовый и природный материалы — для создания игровых фантазийных ситуаций: бусинки, шишки, семечки, зёрнышки, ракушки и т.д.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание — наиболее применяемый приём — для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев, стекой или формирующих структуру вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в

той части формы, где создаётся новая деталь.

Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Существует несколько видов нетрадиционной техники  работы с пластилином:

-Прямая пластилинография

-Обратная пластилинография (витражная)

-Контурная пластилинография

-Многослойная пластилинография

-Модульная пластилинография

-Мозаичная пластилинография

-Фактурная пластилинография

Я чаще всего использую в работе следующие виды

Мозаичная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Несложная техника используется для арт-терапии, способствует развитию усидчивости, снимает нервное напряжение, полезна как для робких и тревожных ребят, так и для гиперактивных.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Контурная пластилинография — изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. Можно жгутики получить другим способом. Нарезать пластилин на кусочки, поместить в шприц и опустить его в ёмкость с горячей водой. Выдавливаем жгутики и выкладываем по контуру.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

2.Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности, оно имеет большое значение для умственного и интеллектуального развития ребенка.

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Начиная с младшего дошкольного возраста можно использовать:

·         рисование пальчиками;

·         тычок жесткой полусухой кистью.

·         рисование ладошками

·         рисование тычками из поролона

·         рисование ватными палочками

·         печатание листьями

Мы чаще всего используем в работе: рисование пальчиками, ладошками и ватными палочками.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РИСОВАНИЯ ПАЛЬЧИКАМИ.

Место для творчества лучше застелить клеенкой или большим ватманом.

Кроме того, родители должны быть готовы к тому, что ребенок захочет попробовать краску и засунуть руки в рот. Этого не избежать, ведь проба всего на вкус – это тоже часть познавательного процесса.

Чтобы обезопасить малыша от вредной химии, можно приготовить краску для рисования своими силами. Тем более, что на кухне практически любой мамы есть в наличии все необходимые компоненты для изготовления будущей краски.

КАК ПРИГОТОВИТЬ КРАСКУ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОГО РИСОВАНИЯ.

Для приготовления краски нужно:

·  сахар – 3 ст.л.;

·  соль – 0,5 ч.л.;

·  крахмал – 0,5стакана;

·  вода – 2 стакана;

·  пищевые красители любых цветов.

В качестве натуральных красителей можно использовать множество различных продуктов. Например, для получения зеленой краски добавить в смесь зеленки, для черного цвета – растолочь активированный уголь, для получения желтого цвета – можно использовать куркуму, сок брусники или малины поможет сделать красную краску и т.д.

Все ингредиенты, кроме красителей, нужно перемешать в кастрюле и поставить на медленный огонь, аккуратно помешивая ложкой. Заметив появления первых сгустков смеси, кастрюлю следует снять с огня и продолжать помешивать до получения консистенции жидкого киселя. Остыв, масса станет еще более густой, поэтому очень важно не передержать кастрюлю на огне.

Разлив полученную смесь по разным небольшим емкостям, в каждую можно добавить свой краситель. В этом процессе также важно знать меру: слишком насыщенные краски будут оставлять следы на коже и тканях.

Техника рисования ладошками

Техника рисования не вызывает трудностей:

1.                     С помощью кисточки ребенок наносит на раскрытую ладонь краску. Это может быть один определенный цвет или несколько.

2.                     Раскрашенную ладонь сразу, пока краска не подсохла, прижимает к бумажному листу.

3.                     Затем отнимает руку от листа. Убирает остатки краски с кожи салфеткой.

4.                     После завершения занятия тщательно моет руки под краном.

Раскрашивать можно не всю руку, а лишь отдельные части. Для получения нестандартных изображений на бумаге, пальцы можно сгибать, совмещать или раздвигать.

Рисование ладошками в младшей группе

Для дошкольников 3–4 лет задания должны быть примитивными. Можно организовать коллективную игру, при которой каждый ребенок оставляет на заготовке рисунка отпечаток.

(Бабочка. Педагог должен нарисовать тельце насекомого с усиками. Задача ребенка — изобразить крылышки, приложив выкрашенные яркими красками и растопыренные ладоши к листу с противоположных сторон от тельца и перпендикулярно ему. Солнышко. Это коллективный вариант работы. Педагог рисует солнечный шар с улыбкой и глазами. Задача детей — сделать руками лучи солнца. Каждый ребенок намазывает на ладошку краску теплого оттенка: красного, оранжевого, желтого. Затем делает отпечаток с внешней стороны контура изображенного солнышка. Рыбка. Отпечаток должен быть горизонтально направленным. Большой пальчик будет спинным плавником аквариумной рыбки, четыре остальных пальца — пышным хвостом, а середина кисти — телом. Когда рисунок подсохнет, останется подрисовать глазки и ротик на прилегающем к запястью участке отпечатка.)

Пуантилизм – увлекательная техника рисования ватными палочками

Рисование ватными палочками (пуантилизм) вызывает интерес не только у маленьких детей, школьников, но даже взрослых. Для малышей – это промежуточная стадия знакомства с изобразительными средствами (между пальчиком и кистью), для старших художников – оригинальная техника создания рисунков.

Рисование ватными палочками:

  • развивает мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • тренирует память;
  • приучает к усидчивости и собранности;
  • помогает укрепить руку для обучения письма;
  • обогащает внутренний мир;
  • помогает выражать чувства;
  • способствует эмоциональному раскрепощению;
  • развивает воображение;
  • развивает творческие способности;
  • формирует творческий подход к жизни;
  • развивает индивидуальность;
  • приобщает к искусству.

Правила нетрадиционного рисования ватными палочками просты:

·         Палочек должно быть достаточно. По одному экземпляру на каждый используемый колер.

·         Ватные палочки не нужно смачивать. После нанесения пятен обмывать тоже не требуется.

·         Для нанесения точки опустите ватный кончик в ячейку с краской, затем аккуратно прижмите к бумаге.

·         Не допускайте слияния пятен разных цветов. Расстояние между точками возможно любое, зависит от того, какой представляется картина.

·         Палочку прижимайте к бумажному листу перпендикулярно. Делайте короткие движения, не держите ватный кончик на бумаге долго.

·         Сначала обработайте контур рисунка, затем заполните пятнами середину рисунка.

3. Нетрадиционные виды аппликации

·        Обрывная аппликация

·        Накладная аппликация

·        Модульная аппликация (мозаика)

·        Симметричная аппликация

·        Ленточная аппликация

·        Силуэтная аппликация

·        Аппликация из салфеток

·        Аппликация из крупы

 Обрывная аппликация — этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Аппликация – мозаика —  еще один очень увлекательный способ создания творческих работ.  Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

— Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы.

4. Нетрадиционные виды конструирования

·        из природного и бросового (использованного)  материала,

·        из бумаги.

·        конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы,

·        из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления,

·        из крупногабаритных модульных блоков

Вывод: Каждая из используемых техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. 

Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать.

 

×
×