«Работа над произведениями малой формы в старших классах на уроках фортепиано музыкального отделения»

Автор: Пак Дина Енмуновна

Индивидуальное обучение музыке – активное средство приобщения детей к искусству, дающее им возможность соприкоснуться с миром художественного творчества и миром прекрасного.

Процесс исполнения – это напряжение всей духовной сферы человека. В этой деятельности растут творческие силы и способности. Захватывая самые разные стороны психики ребёнка, занятия музыкой имеют огромное значение для развития его личности.

Таким образом, проблема исполнения музыкальных произведений малых форм является актуальной в работе музыканта – педагога.

Цель моей работы – определить наиболее оптимальные условия для работы над произведениями малой формы – пьесами.

Задачи:

1.                 Музыкально – исполнительское развитие ученика на примере усвоения произведений различного характера.

2.                 Возрастные и психолого – педагогические особенности старшеклассников;

3.                 Этапы работы над музыкальным произведением.

4.                 Раскрытие методических принципов и приёмов на примере изучения и исполнения пьес различного характера.

 

Отношение музыканта к музыке заключает в себе два основных нерасторжимых компонента – эмоциональный и аналитический, которых в каждом индивидуальном случае различно. Постижение смысла музыкального произведения сложно и многогранно. Познание произведения учащимися происходит через изучение нотного текста, которое в свою очередь имеет две стороны: пунктуальность в чтении «графического изображения» нотной записи и поиски её образно – эмоционального, художественного, идейного смысла.

 Ведь усвоение учеником авторского текста – процесс длительного формирования художественно – звуковых представлений и технических навыков. Происходит постепенное перерастание грамотного прочтения произведения в его творческую интерпретацию, превращение трудностей фактуры в одно из средств музыкальной выразительности. Этот долгий, по – своему основной, период работы над произведением проходит путём художественного и аналитического познавания и усвоения музыки.

Работа над музыкальным произведением проходит ряд этапов:

Уже при ознакомлении с произведением у ученика складывается общее представление о его характере, начинают вырисовываться контуры музыкальной формы (её большие части, периоды, предложения, фразы). Вслед за определением формы начинается работа над её художественным и пианистическим освоением. Особенно важна работа над отдельными элементами звуковой ткани с их постепенным объединением.

В обширном фортепианном творчестве значительное место принадлежит произведениям малых форм.

Нередко такие произведения объединяются в циклы, несущие в себе признаки определенной жанровой направленности: Чайковский «Времена года»;  Григ   «Лирические пьесы»; Мендельсон «Песни без слов».

Лирические пьесы занимают преобладающее место в исполнительском обучении. Работа над лирическими миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика.

Благодаря открыто проявляющимся в музыкальном языке различным элементам образности, пьесы доступны для большого круга учащихся, быстрее разучиваются и запоминаются. В более развитых по объему и образному содержанию произведениях лирические элементы нередко сочетаются с драматическими и эпическими.

Артикуляция той или иной мелодии может быть различной в зависимости от характера музыки. Роялю свойственно угасание каждого взятого звука. Поэтому от пианиста осмысленное интонирование требует большой слуховой чуткости, умения слышать динамику слуховых соотношений: энергию мелодического устремления, угасание долгих звуков, певучую протяженность спадов и зарождение новых взлетов. Искусство фразировки покоится на воспитании и умении слышать каждый звук как часть целого. Оно невозможно без динамической и ритмической  нюансировки. Чуткость слуха к нюансировке воспитывается годами. С первых же уроков, играя начальные упражнения, учащийся прислушивается к затухающему звучанию.

Работая над произведением, постоянно приходится учить мелодию отдельно. Главная цель, стоящая перед исполнителем в этой работе — почувствовать характер мелодии, понять ее выразительность, смысл и найти исполнительскую форму. Пианистические задачи заключаются здесь в поисках тембра звука и его нюансов, ритмической организации, фразировки и темпа.

Исполнение мелодии в аккордовой фактуре имеет свои сложности. Аккорды должны звучать так, чтобы мелодия, заключенная в них, возвышалась над всем остальным.

Научившись выразительно интонировать отдельно мелодию, полезно некоторое время играть ее преувеличенно выпукло, возвышая ее над сопровождением. Сопровождение следует проучивать отдельно.

Сопровождение темы Романса Чайковского fmoll ставит перед исполнителем задачу — добиться точности и стройности звучания аккордов. Для этого следует выровнять силу пальцев, наладить точность хватательных движений. Важно знать технические приемы, но главное – необходимо «натренировать уши» на слушание аккордов, не прощая себе пропадающих звуков.

Специальная работа над быстрыми фигурациями  и виртуозными пассажами трудна и обязательна. Слушание здесь так же необходимо, как и в работе над мелодией.

Значительное превалирование мелодии над звучанием аккомпанемента – условие обязательное для выразительного исполнения.

Одной из главных задач исполнителя является необходимость услышать гармоническую канву произведения. Слышание гармонии цементирует исполнение, придавая ему стройность, устремлённость «сквозного развития». Для хорошего исполнителя каждая модуляция, изменение гармонической окраски, сопоставление аккордов, секвенция служат импульсом для динамического, тембрового, ритмического нюанса. Вместе с тем ощущение гармонических тяготений, нагнетание напряжений и разрешение его, умение увидеть отдалённую цель – тонику, и «вести к ней» придаёт исполнению ясность мысли и целеустремлённость. Часто слышание гармонии затрудняется тем, что образуется из звуков, взятых разновременно. Умение «собрать» их в стройный аккорд, динамически «пригнать» их один к одному и услышать цельное звучание вертикали – задача, требующая слухового и звукового мастерства. Так, в первых тактах пьесы «Песня жаворонка» Чайковского трудно сразу добиться нужного соотношения силы отдельных звуков, образующих аккорды.

Слышание гармонической основы необходимо как в полифонии, так и в гомофонии.

Чтобы закончить собирание целого и охватить весь комплекс работы, следует остановиться на ощущении самого движения, ритмической пульсации музыки. Особенно трудно это в сложных ритмах, например синкопированных, или когда метр, тактовое деление произведения не совпадает с ритмическим рисунком.

Примеры таких несовпадений многочисленны, они часто встречаются, например, в вальсах Чайковского.

Если же ученик намеренно подчеркивает сильную долю в трехдольном аккомпанементе, он перестает слушать мелодию. В результате пропадает плавность и выразительность мелодической линии. В данном случае надо суметь распределить слуховое внимание между двухдольной мелодией и трехдольным аккомпанементом.

Умение слушать себя в процессе исполнения – навык, требующий определенной затраты времени и усилий, т.е. специальной работы.

Таким образом, работа над произведением делится на: «разъединение» — шлифовка интонации, штрихов, гармонии, и слушание в движении.

Выразительность интонирования мелодии обусловлена влиянием ее окружения, особенно ладо — гармонической сферы. Более всего это заметно в работе над произведениями современных композиторов.

В воспроизведении кантиленой мелодии очень важно, внутренне услышав ее выразительные особенности, избрать соответствующее  ей прикосновение к клавиатуре. Термины «дыхание в движении», «дышащие руки» указывают на естественную связь пианистической моторики с вокальным произнесением мелодии.

Важно своевременно научить ученика слышать «связь педализации не только с интонированием мелодии, со сменами гармоний, но и с темпо – динамической стороной исполнения».

Например «Колыбельная» Степендиарова. Яркую мелодию верхнего сопранового голоса следует поучить, соединяя её в дуэте то с басовым, то с теноровым голосом. А два средних голоса могут представить интерес в их ансамблевом прослушивании. В результате ученик не только видит обозначенное в тексте голосоведение, но и активно его слышит.

Часто в пьесах подвижного характера не прослушивается голосоведение, обладающее как бы косвенным воздействием на звучание мелодии. Например, в «Куранте» Люли (такты 1-12) необходимо вслушаться в звучание подвижной танцевальной мелодии, соединяя её в «дуэте» то с нижним, то со средним голосом.

     В работе над пьесами подвижного характера решение художественных задач связано с преодолением технических трудностей. Таких, как: развитие моторики, метрической и динамической точности в пассажах; чередования напряжения и расслабления мускулатуры, согласованности «пружинящих» кистевых движений с вращательными движениями всей руки; слияния ритма движений с ритмом музыки и других.

Большое значение в преодолении технических трудностей имеет применение  темпо – динамических  и артикуляционных приёмов работы, влияющих на развитие самостоятельности пальцевых движений. 

Важную роль в работе с учащимися на уроке фортепиано играет показ педагогом пианистических приёмов, направленных на преодоление двигательно – технических трудностей.

 После различных форм работы над произведением наступает подготовка к выступлению на эстраде. Необходимо отвлечься на некоторое время от тех трудностей и недостатков, какие наблюдались в черновой работе и увидеть в ученике маленького артиста.

 

В заключение хочется сказать, что в процессе работы над произведениями малой формы – пьесами ученик осмысливает и представляет себе образное содержание произведения, пути и приёмы работы над овладением звуковыми и техническими трудностями, исполнительскими навыками. Помочь овладеть различного вида анализом произведения и его освоение, систематически руководить работой ученика над наиболее сложными и длительно формирующимися умениями и навыками, расширять репертуар – вот задача педагога в работе над произведениями малых форм.

 

×
×