«Проблемы художественно-эстетическое воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Базулина Ольга Ифантьевна

В последние несколько лет в системе дошкольного
образования происходят значительные метаморфозы, так как в условиях
динамического развития российского общества она совершенствуется и
видоизменяется. На первый план выступает сама идея развития личности
дошкольника. проблема художественно-эстетического образования является одной из
самых важных задач в формировании восприятия явлений жизни и природы,
эстетического сознания. Художественно-эстетическая культура приобретает
общественную значимость, что является ключевым в саморазвитии личности ребенка
дошкольного возраста. Система дополнительного образования готовит дошколенка к
автономной деятельности и является связующим звеном между обществом и семьей.

Едва ли не самой важной задачей в педагогике для
развития и генезиса творческой личности является художественно-творческая
деятельность, что служит основополагающим способом продвижения и эстетического
воспитания детей дошкольного возраста. Базисным ориентиром здесь является
способность к автономному созданию новых увлекательных образов и восприятию
различных разноплановых художественных произведений.

Каждый взрослый наставник пересекался с детским
умением слагать, выдумывать, рисовать, мастерить, что требует систематического
и целенаправленного развития. В связи с этой особенностью ребенка любой вид
творческой работы детей необходимо подкреплять определенным видом деятельности
(движением, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью). В зависимости от
условий жизни, возраста, проживания, воспитания, интеллектуального развития,
темперамента и наследственности уровень эстетического воспитания у разных
категорий детей может иметь большие различия и являться индивидуальным и
селективным. В связи с этим для формирования творческой личности, развития
мышления т творческого воображения наиболее значимой является художественно-
творческая деятельность, что отражает одну из самых важных задач педагогической
практической деятельности.

Успех педагога во многом определяется тем, в какой
мере учитываются индивидуальные особенности. потребности и интересы
воспитуемого, уровень его общего развития, так как эстетическую информацию
ребенок получает по многим каналам (деятельность, социальная среда, предметный
мир, природные явления, художественная литература, музыка и так далее).

Однако, немало и проблем в области
художественно-эстетического воспитания, многие из них не новы, не обращать на
них внимания

 

нельзя, поэтому мы отмечаем и их:

·       
в
практике ДОУ задачи эстетического воспитания не являются первичными;

·       
эстетические
задачи, средства их достижения недостаточно активны и востребованы;

·       
приобретенные
детьми знания и умения не всегда бывают востребованы в семье в повседневной
жизни дошкольного учреждения;

Самыми проблемными областями в данном контексте
является реальное состояние материально-технических и методических баз, которые
не удовлетворяют полностью спрос населения на качественное современное
развивающее художественно-эстетическое образование ребенка с учетом современных
тенденций. В последнее десятилетие в российском образовательном пространстве
появились заведения частной формы собственности (частные детские сады, клубы
раннего развития детей), которые занимаются с малышами чуть ли не с рождения.
Их сеть в достаточной мере многопрофильна и разветвлена в крупных поселениях,
но практически не представлена в сельской местности. Центры развития детей,
которые имеют лицензию на предоставление образовательных услуг, работают либо
по видоизмененным и адаптированным под себя государственным программам, либо.
что является более распространенным, по авторским, которые сочетают позитивные
черты семейного и общественного воспитания: занятия проходят в группах с
небольшим количеством детей, и, часто, возможно присутствие родителей, что
позволяет на практике реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы к
развитию

Частные учреждения имеют лучшие условия для занятий
детей уже с раннего возраста, но за недостаточностью необходимого количества
специалистов раннего эстетического воспитания и развития, не могут
удовлетворить полностью спрос и потребности населения на качественное
образование в развитии ребенка.     Кроме
этого, существует и ряд других факторов: отсутствие программ обучения и
воспитания детей средствами искусства , культуры, взаимосвязи между дошкольным
и школьными звеньями, преподавание занятий малышам любителями, а не педагогами
с профессиональной подготовкой.

Желаемой для педагогов является разработка содержания новой учебной литературы для детей раннего возраста и научно-методических


 
 


пособий
для организации развития малышей с учетом их индивидуальных особенностей,
возраста, интересов и потребностей.   Еще
одной проблемой является отмежеванность работы дошкольных учреждений от
заведений культуры, в частности музеев, домов культуры, которые только начинают
создавать программы просветительской направленности для малышей и их родителей.

Еже одной тенденцией современности стало привлечение
ребенка к разным видам художественной деятельности путем участия в
разнообразных проектах, от разовых мастер-классов до систематических занятий
арт- терапией. И если такая практика успешно налажена у наших зарубежных коллег,
то в нашей стране такая технология находится практически только еще на этапе
зарождения.

В каких же инновациях нуждается первое звено
дошкольного художественно-эстетического образования? Это расширение детских
заведений художественно-эстетического профиля и разработка и внедрение в
практику научно-методического обеспечения раннего развития детей средствами
различных видов искусств на основе единой концепции, чему будет способствовать
подготовка учебно-методических комплектов (программы, пособия, дидактические
материалы, аудио- видеоматериалы). Распространение в России инновационного
отечественного и зарубежного опыта на базе современных технологий, которые
интегрируются с поликультурной, экологической и др. и необходимое налаживание
взаимодействия учреждений культуры с детскими дошкольными заведениями, не
только государственными, но и частными. что приведет к разработке общих
художественно-просветительских мероприятий. Необходимо привлекать к работе
родителей воспитанников для распространения этнокультурных семейных традиций и
создание с этой целью на базе клубов, консультаций и разнообразных других форм
помощи родителям.

 

×
×