«Проблемы художественно-эстетическое воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Базулина Ольга Ифантьевна

В последние несколько лет в системе дошкольного образования происходят значительные метаморфозы, так как в условиях динамического развития российского общества она совершенствуется и видоизменяется. На первый план выступает сама идея развития личности дошкольника. проблема художественно-эстетического образования является одной из самых важных задач в формировании восприятия явлений жизни и природы, эстетического сознания. Художественно-эстетическая культура приобретает общественную значимость, что является ключевым в саморазвитии личности ребенка дошкольного возраста. Система дополнительного образования готовит дошколенка к автономной деятельности и является связующим звеном между обществом и семьей.

Едва ли не самой важной задачей в педагогике для развития и генезиса творческой личности является художественно-творческая деятельность, что служит основополагающим способом продвижения и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Базисным ориентиром здесь является способность к автономному созданию новых увлекательных образов и восприятию различных разноплановых художественных произведений.

Каждый взрослый наставник пересекался с детским умением слагать, выдумывать, рисовать, мастерить, что требует систематического и целенаправленного развития. В связи с этой особенностью ребенка любой вид творческой работы детей необходимо подкреплять определенным видом деятельности (движением, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью). В зависимости от условий жизни, возраста, проживания, воспитания, интеллектуального развития, темперамента и наследственности уровень эстетического воспитания у разных категорий детей может иметь большие различия и являться индивидуальным и селективным. В связи с этим для формирования творческой личности, развития мышления т творческого воображения наиболее значимой является художественно- творческая деятельность, что отражает одну из самых важных задач педагогической практической деятельности.

Успех педагога во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности. потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития, так как эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (деятельность, социальная среда, предметный мир, природные явления, художественная литература, музыка и так далее).

Однако, немало и проблем в области художественно-эстетического воспитания, многие из них не новы, не обращать на них внимания

 

нельзя, поэтому мы отмечаем и их:

·        в практике ДОУ задачи эстетического воспитания не являются первичными;

·        эстетические задачи, средства их достижения недостаточно активны и востребованы;

·        приобретенные детьми знания и умения не всегда бывают востребованы в семье в повседневной жизни дошкольного учреждения;

Самыми проблемными областями в данном контексте является реальное состояние материально-технических и методических баз, которые не удовлетворяют полностью спрос населения на качественное современное развивающее художественно-эстетическое образование ребенка с учетом современных тенденций. В последнее десятилетие в российском образовательном пространстве появились заведения частной формы собственности (частные детские сады, клубы раннего развития детей), которые занимаются с малышами чуть ли не с рождения. Их сеть в достаточной мере многопрофильна и разветвлена в крупных поселениях, но практически не представлена в сельской местности. Центры развития детей, которые имеют лицензию на предоставление образовательных услуг, работают либо по видоизмененным и адаптированным под себя государственным программам, либо. что является более распространенным, по авторским, которые сочетают позитивные черты семейного и общественного воспитания: занятия проходят в группах с небольшим количеством детей, и, часто, возможно присутствие родителей, что позволяет на практике реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы к развитию

Частные учреждения имеют лучшие условия для занятий детей уже с раннего возраста, но за недостаточностью необходимого количества специалистов раннего эстетического воспитания и развития, не могут удовлетворить полностью спрос и потребности населения на качественное образование в развитии ребенка.     Кроме этого, существует и ряд других факторов: отсутствие программ обучения и воспитания детей средствами искусства , культуры, взаимосвязи между дошкольным и школьными звеньями, преподавание занятий малышам любителями, а не педагогами с профессиональной подготовкой.

Желаемой для педагогов является разработка содержания новой учебной литературы для детей раннего возраста и научно-методических

 
 


пособий для организации развития малышей с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, интересов и потребностей.   Еще одной проблемой является отмежеванность работы дошкольных учреждений от заведений культуры, в частности музеев, домов культуры, которые только начинают создавать программы просветительской направленности для малышей и их родителей.

 

Еже одной тенденцией современности стало привлечение ребенка к разным видам художественной деятельности путем участия в разнообразных проектах, от разовых мастер-классов до систематических занятий арт- терапией. И если такая практика успешно налажена у наших зарубежных коллег, то в нашей стране такая технология находится практически только еще на этапе зарождения.

В каких же инновациях нуждается первое звено дошкольного художественно-эстетического образования? Это расширение детских заведений художественно-эстетического профиля и разработка и внедрение в практику научно-методического обеспечения раннего развития детей средствами различных видов искусств на основе единой концепции, чему будет способствовать подготовка учебно-методических комплектов (программы, пособия, дидактические материалы, аудио- видеоматериалы). Распространение в России инновационного отечественного и зарубежного опыта на базе современных технологий, которые интегрируются с поликультурной, экологической и др. и необходимое налаживание взаимодействия учреждений культуры с детскими дошкольными заведениями, не только государственными, но и частными. что приведет к разработке общих художественно-просветительских мероприятий. Необходимо привлекать к работе родителей воспитанников для распространения этнокультурных семейных традиций и создание с этой целью на базе клубов, консультаций и разнообразных других форм помощи родителям.

×
×