Автор: Васильченко Елена Петровна
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 27 среднего общего образования ОАО «РЖД»
Статья
Обобщение опыта работы
«Профориентация: детский сад и школа»
Выполнила:
Васильченко Елена Петровна
Должность и место работы:
Воспитатель частного общеобразовательного учреждения
«Школа-интернат № 27 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Облучье 2018 год
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………..3-5стр.
2.Участие педагогического коллектива общеобразовательного учреждения в профориентационной работе………………………………………………..6 стр.
3.Обеспечение преемственности по профессиональной ориентации на всех ступенях образования………………………………………………………..7 стр.
4.Организация просветительской работы с учащимися и воспитанниками по выбору профессии железнодорожника……………………………………..8 стр.
5.Организация совместной работы с филиалами и
подразделениями ОАО «РЖД»………………………………………………..9 стр.
6. Заключение………………………………………………………………10-11стр.
7. Список литературы…………………………………………………………12стр.
1. Введение
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»
Л. С. Выготский
Детский сад должен стать фундаментом, а школа — зданием.
Дошкольное развитие и обучение детей, как и обучение, и развитие в школе — это важный период для ребенка, когда закладываются основы знаний.
Школа и детский сад делают все возможное, чтобы обучение детей было построено не только правильно, но и интересно.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. В ДОУ осуществляется систематическая работа по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям; родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. В дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности детского сада — работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и школы.
Каждый гражданин нашей страны имеет право на выбор профессии. Но как это право реализовать так, чтобы потом не жалеть о неверном шаге? По статистике, большинство людей занимаются нелюбимой работой, и эта профессиональная неудовлетворенность приводит к серьезным проблемам со здоровьем, делает людей раздражительными, несчастливыми. Необходимость ежедневно выполнять не приносящие радость обязанности вызывает постоянный стресс, развивает неуверенность в себе, страх за свое будущее, у человека формируется заниженная самооценка. И самое ужасное – это понимание, что и завтра, и через год будет то же, что вчера. Когда же родители должны начать задумываться о профессиональной ориентации ребенка, чтобы избежать для него такого безрадостного будущего? Чтобы и учеба, и профессия окрыляли любимое чадо и вдохновляли его на новые подвиги? Вначале ответим на вопрос:
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Педагогические коллективы ДОУ № 245 ОАО «РЖД» и ЧОУ «Школа-интернат №27 ОАО РЖД» города Облучье активно занимаются общими вопросами преемственности в работе между детским садом и школой, уделяя большое внимание преемственности в профориентационной работе. Так как наши образовательные учреждения относятся к ОАО «Российские железные дороги», то большое внимание уделяется железнодорожной тематике в профориентационной работе. Знакомство с различными профессиями начинается с дошкольных групп на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, в индивидуальной и совместной деятельности.
Профориентационная работа в школе — интернате № 27 заключается в постепенном формировании у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, направленных на выбор железнодорожных профессий. Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, в нашем интернате используются все возможности формирования психологической готовности воспитанников к выбору железнодорожных профессий.
2.Участие педагогического коллектива общеобразовательного учреждения в профориентационной работе
o Усовершенствование программы по профориентации школы — интерната № 27 ОАО «РЖД» с учетом железнодорожной направленности. |
o Проектная деятельность: создание проектов по активизации воспитанников на выбор железнодорожных профессий. |
o Осуществление профориентационной работы в системе дополнительного образования: организация и проведение мероприятий железнодорожной направленности. |
o Тематические лекции, вебинары для педагогов школы-интерната №27 и воспитателей ДОУ№245 по профессиональному самоопределению воспитанников на железнодорожные профессии. |
o Семинары. |
o Научно — практические конференции. |
o Ролевые игры. |
o Реализация предпрофильной и профильной подготовки с учетом железнодорожной направленности воспитанников школы — интерната. |
o Организация лекториев для родителей по профессиональному самоопределению воспитанников. |
o Тренинги по профориентационной работе. |
o Русский язык: использование профориентационной компоненты при написании сочинений на железнодорожную тематику. |
o История: изучение развития железнодорожного транспорта. |
o Обществознание: социальная значимость железнодорожного транспорта. |
o Технология: изготовление железнодорожных макетов и моделей. |
o Музыка: знакомство и разучивание песен о железной дороге. |
o ИЗО: рисунки на железнодорожную тематику. |
3.Обеспечение преемственности по профессиональной ориентации на всех ступенях образования
Первая ступень — дошкольные учреждения — на этом этапе идет целенаправленная работа по привлечению детей в школу — интернат, проводятся экскурсии в школьный музей, мероприятия железнодорожной направленности. |
Вторая ступень – 1-4 классы — формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду железнодорожника, развитие интереса к профессиям родителей, основанного на практической вовлеченности воспитанников в различные формы деятельности. |
Третья ступень 5-7 классы — формирование у подростков профессиональной направленности, осознание своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором железнодорожных профессий. |
Четвертая ступень – 8-9 классы — формирование у воспитанников осознанного выбора железнодорожных профессии, через прохождение практики на МЖД (Хабаровск), ролевые игры, экскурсии. |
Пятая ступень- 10- 11 классы – формирование профессиональных знаний, умений по выбранным железнодорожным профессиям (встречи с выпускниками и студентами железнодорожных учебных заведений, работниками железнодорожной отрасли). Целенаправленная работа по поступлению в учебные заведения железнодорожной направленности (ДВГУПС город Хабаровск, железнодорожный техникум (Хабаровск), Технический колледж (Облучье). |
4.Организация просветительской работы с учащимися и воспитанниками по выбору профессии железнодорожника
o Общешкольные мероприятия железнодорожной направленности. |
o Организация и проведение тематических классных часов. |
o Организация и проведение «круглых столов» с участием родителей работающих на железной дороге. |
o Знакомство с профессиями родителей работающих на железной дороге, через поисковую работу. |
o Литературная викторина- игра «Приведи поезд на конечную станцию». |
o Тематические выставки на железнодорожную тему. |
o Профориентационные уголки в учебных кабинетах. |
o Наличие кабинета профориентации. |
o Участие в викторинах на железнодорожную тематику. |
o Сбор материалов по теме: «О династиях железнодорожников». |
o Организация и проведение выставок детского творчества на железнодорожную тематику. |
o Акция «Я выбираю профессию». Цель: ознакомления с разнообразием рабочих профессий на железнодорожном транспорте. |
o Сюжетно — ролевые игры — «Кассир», «Проводник», «Машинист» и др. |
o Информационные тематические часы для воспитанников по железнодорожной тематике. |
o Проведение лекций о работе железнодорожного транспорта с участием специалистов железнодорожных предприятий. |
o Защита проектов на железнодорожную тематику: «Мои родители железнодорожники», «Все работы хороши — а железнодорожник лучше!» |
o Кружок «Моя железная дорога». |
o Участие в дне открытых дверей ДВГУПС (Хабаровск), ЖД техникум (Хабаровск) и технический колледж (Облучье). |
5.Организация совместной работы с филиалами и
подразделениями ОАО «РЖД».
o Экскурсии на железнодорожные предприятия. |
o Встречи с ветеранами и почетными железнодорожниками. |
o Выездные концерты для ветеранов и работников железнодорожного транспорта. |
o Сотрудничество с локомотивным депо ст. Облучье. |
o Сотрудничество с ПЧ-1ст. Облучье. |
6. Заключение.
Особым вниманием детей в ДОУ пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии. Ребята с удовольствием участвуют в отраслевых конкурсах и занимают призовые места.
В нашей школе, продолжается работа по профориентации, начатая в ДОУ №245.
Ребята принимают активное участие во всех конкурсах по профориентации.
В школе оформлены стенды с работами детей на ЖД тематику, стенды с фотографиями родителей, работающих в сфере ЖД транспорта и т.д.
Проводятся учителями, воспитателями и преподавателем по профориентации различные мероприятия.
Впереди в нашей школе запланировано много интересных, познавательных мероприятий не только с нашими партнерами, но и с родителями, педагогами. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.
Я уверена, что именно с позитивного влияния на сознание детей и начинается знакомство с профессией близких людей, миром железнодорожников. Ведь именно с этого начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться чувство гордости за причастность пока еще маленького человека к «Российским железным дорогам».
7. Список литературы.
1. Венгер, А. А. Готов ли ваш ребёнок к школе / А. А. Венгер, А. Л.Венгер. – М.: Знание, 1994 г. – 192 с.
2. Сташкова, Т. Н. Мы — будущие железнодорожники / Сташкова Т. Н., Шеболдина Л. Н. — М. – 2007. — 37 с.