8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Статья «Обобщение опыта работы по теме «Профориентация:детский сад и школа»

Автор: Васильченко Елена Петровна

Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 27 среднего общего образования ОАО «РЖД»

 

 

Статья

Обобщение опыта работы

«Профориентация: детский сад и школа»

                                                                         

 

                                                                   Выполнила:

                                                                                                  Васильченко Елена Петровна

 

 

 

 

 

 

Должность и место работы:

Воспитатель частного общеобразовательного учреждения
«Школа-интернат № 27 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 

 

 

Облучье  2018 год

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..3-5стр.

2.Участие педагогического коллектива общеобразовательного учреждения в профориентационной работе………………………………………………..6 стр.

3.Обеспечение преемственности по профессиональной ориентации на всех ступенях образования………………………………………………………..7 стр.

4.Организация просветительской работы с учащимися и воспитанниками по выбору профессии железнодорожника……………………………………..8 стр.

 

5.Организация совместной работы с филиалами и 
подразделениями ОАО «РЖД»………………………………………………..9 стр.

 

6. Заключение………………………………………………………………10-11стр.

 

7. Список литературы…………………………………………………………12стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Введение

 

  «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»

Л. С. Выготский

 

Детский сад должен стать фундаментом, а школа — зданием.

     Дошкольное развитие и обучение детей, как и обучение, и развитие в школе — это важный период для ребенка, когда закладываются основы знаний.

    Школа и детский сад делают все возможное, чтобы обучение детей было построено не только правильно, но и интересно.

    Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

     Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. В ДОУ осуществляется систематическая работа по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям; родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. В дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности детского сада — работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.

      Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и школы.

       Каждый гражданин нашей страны имеет право на выбор профессии. Но как это право реализовать так, чтобы потом не жалеть о неверном шаге? По статистике, большинство людей занимаются нелюбимой работой, и эта профессиональная неудовлетворенность приводит к серьезным проблемам со здоровьем, делает людей раздражительными, несчастливыми. Необходимость ежедневно выполнять не приносящие радость обязанности вызывает постоянный стресс, развивает неуверенность в себе, страх за свое будущее, у человека формируется заниженная самооценка. И самое ужасное – это понимание, что и завтра, и через год будет то же, что вчера. Когда же родители должны начать задумываться о профессиональной ориентации ребенка, чтобы избежать для него такого безрадостного будущего? Чтобы и учеба, и профессия окрыляли любимое чадо и вдохновляли его на новые подвиги? Вначале ответим на вопрос:

    Что такое профессиональная ориентация?  Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

     В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

     Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

     Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем  работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

     Педагогические коллективы ДОУ № 245 ОАО «РЖД» и ЧОУ «Школа-интернат №27  ОАО РЖД» города Облучье активно занимаются общими вопросами преемственности в работе между детским садом и школой, уделяя большое внимание преемственности в профориентационной работе. Так как наши образовательные учреждения относятся к ОАО «Российские железные дороги», то большое внимание уделяется железнодорожной тематике в профориентационной работе. Знакомство с различными профессиями начинается с дошкольных групп на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, в индивидуальной и совместной деятельности.
     Профориентационная работа в школе — интернате № 27 заключается в постепенном формировании у воспитанников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, направленных на выбор железнодорожных профессий. Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, в нашем интернате используются все возможности формирования психологической готовности воспитанников к выбору железнодорожных профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Участие педагогического коллектива общеобразовательного учреждения в профориентационной работе

o    Усовершенствование программы по профориентации школы — интерната

№ 27 ОАО «РЖД» с учетом железнодорожной направленности.

o    Проектная деятельность: создание проектов по активизации воспитанников на выбор  железнодорожных профессий.

o    Осуществление профориентационной работы в системе дополнительного образования: организация и проведение мероприятий железнодорожной направленности.

o    Тематические лекции, вебинары для педагогов школы-интерната №27 и воспитателей ДОУ№245 по профессиональному самоопределению воспитанников на железнодорожные профессии.

o    Семинары.

o    Научно — практические конференции.

o    Ролевые игры.

o    Реализация предпрофильной и профильной подготовки с учетом железнодорожной направленности воспитанников школы — интерната.

o    Организация лекториев для родителей по профессиональному самоопределению воспитанников.

o    Тренинги по профориентационной работе.

o    Русский язык: использование профориентационной компоненты при написании сочинений на железнодорожную тематику.

o    История: изучение развития железнодорожного транспорта.

o    Обществознание: социальная значимость железнодорожного транспорта.

o    Технология: изготовление железнодорожных макетов и моделей.

o    Музыка: знакомство и разучивание песен о железной дороге.

o    ИЗО: рисунки на железнодорожную тематику.



 

3.Обеспечение преемственности по профессиональной ориентации на всех ступенях образования

Первая ступень — дошкольные учреждения — на этом этапе идет целенаправленная работа по привлечению детей в школу — интернат, проводятся экскурсии в школьный музей, мероприятия железнодорожной направленности.

Вторая ступень – 1-4 классы — формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду железнодорожника, развитие интереса к профессиям родителей, основанного на практической вовлеченности воспитанников в различные формы деятельности.

Третья  ступень 5-7 классы —  формирование у подростков профессиональной направленности, осознание своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором  железнодорожных профессий.

Четвертая ступень – 8-9 классы —  формирование у воспитанников осознанного выбора железнодорожных  профессии, через прохождение практики на МЖД (Хабаровск), ролевые игры, экскурсии.

Пятая ступень- 10- 11 классы – формирование профессиональных знаний, умений по выбранным железнодорожным профессиям (встречи с выпускниками и студентами железнодорожных учебных заведений, работниками железнодорожной отрасли). Целенаправленная работа по поступлению в учебные заведения железнодорожной направленности

(ДВГУПС город Хабаровск, железнодорожный техникум (Хабаровск), Технический колледж (Облучье).



 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Организация просветительской работы с учащимися и воспитанниками по выбору профессии железнодорожника

o    Общешкольные мероприятия железнодорожной направленности.

o    Организация и проведение тематических классных часов.

o    Организация и проведение «круглых столов» с участием родителей работающих на железной дороге.

o    Знакомство с профессиями родителей работающих на железной дороге, через поисковую работу.

o    Литературная викторина- игра «Приведи поезд на конечную станцию».

o    Тематические выставки на железнодорожную тему.

o    Профориентационные уголки в учебных кабинетах.

o    Наличие кабинета профориентации.

o    Участие в викторинах на железнодорожную тематику.

o    Сбор материалов по теме: «О династиях железнодорожников».

o    Организация и проведение выставок детского творчества на железнодорожную тематику.

o    Акция «Я выбираю профессию». Цель: ознакомления с разнообразием рабочих профессий на железнодорожном транспорте.

o    Сюжетно — ролевые игры — «Кассир», «Проводник», «Машинист» и др.

o    Информационные  тематические  часы для воспитанников по железнодорожной тематике.

o    Проведение лекций о работе железнодорожного транспорта с участием специалистов железнодорожных предприятий.

o    Защита проектов на железнодорожную тематику: «Мои родители железнодорожники», «Все работы хороши — а железнодорожник лучше!»

o    Кружок «Моя железная дорога».

o    Участие в дне открытых дверей ДВГУПС (Хабаровск), ЖД техникум (Хабаровск) и технический колледж (Облучье).



5.Организация совместной работы с филиалами и 
подразделениями ОАО «РЖД».

o    Экскурсии на железнодорожные предприятия.

o    Встречи с ветеранами и почетными железнодорожниками.

o    Выездные концерты для ветеранов и работников  железнодорожного транспорта.

o    Сотрудничество с локомотивным депо ст. Облучье.

o    Сотрудничество с ПЧ-1ст. Облучье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

   Особым вниманием детей в ДОУ пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии. Ребята с удовольствием участвуют в отраслевых конкурсах и занимают призовые места.

В нашей школе, продолжается работа по профориентации, начатая в ДОУ №245.

Ребята принимают активное участие во всех конкурсах по профориентации.

В школе оформлены стенды с работами детей на ЖД тематику, стенды с фотографиями родителей, работающих в сфере ЖД транспорта и т.д.

   Проводятся учителями, воспитателями и преподавателем по профориентации различные мероприятия.

 

    Впереди  в нашей школе  запланировано много интересных, познавательных мероприятий не только с нашими партнерами, но и с родителями, педагогами. Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.

    Я  уверена, что именно с позитивного влияния на сознание детей и начинается знакомство с профессией близких людей, миром  железнодорожников. Ведь именно с этого начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться чувство гордости за причастность пока еще маленького человека  к «Российским железным дорогам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы.

1.     Венгер, А. А. Готов ли ваш ребёнок к школе / А. А. Венгер, А. Л.Венгер. – М.: Знание, 1994 г. – 192 с.

2.     Сташкова, Т. Н. Мы — будущие железнодорожники / Сташкова Т. Н., Шеболдина Л. Н. — М. – 2007. — 37 с.

×
×