МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

Автор: Карпова Сардана Ивановна

 

 

 

Карпова Сардана Ивановна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад «Кунчээн» с. Дябыла МО «Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия)

 

 

 

Аннотация. Статья рассматривает педагогические условия применения мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предлагается современный подход к методике проведения занятий в этом направлении, стимулирующий старших дошкольников к умению успешно усваивать секреты связного устного высказывания.

 

Ключевые слова: мнемотехника, мнемотаблица, схема, связное устное высказывание, зона речевого развития, алгоритм.

 

 

 

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

 

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

В условиях современной образовательной ситуации перед детскими садами государством и обществом поставлен ряд задач: создать качественную основу воспитания компетентного подрастающего поколения, формировать с детства способности решать речевыми средствами различные коммуникативные задачи в различных ситуациях общения.

 

В ФГОС дошкольного образования одно из ведущих значений придается                               речевому развитию детей. Ведь современному ребенку необходимо не только много знать, сколько грамотно и развернуто говорить, проявляя умение применять разные формы связного высказывания [7, c. 26].

 

К важным сторонам личности современного выпускника ДОО, с отмеченных позиций, относятся развитые формы его речевого общения, обеспечивающие уверенное поведение в меняющейся социальной коммуникации, способность его к свободному выбору языковых средств общения, поэтому весьма важным является изучение проблемы развития у детей связной речи как базовой основы решения этих задач в детском саду (В.К. Воробьева, Л.П. Зернова, Н.В. Елкина, О.С. Ушакова и др.) [6, с. 43].

 

Развитие связной речи является одной из сложнейших задач воспитания и обучения детей в региональных ДОО. Для этого необходимо внедрение таких форм насыщенного общения с ними, которые бы могли обеспечить высокий уровень мотивации говорения и качества устной речи ребенка. Для сельских детских садов особенно актуальны проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста, наибольшего внимания требует организация работы по обеспечению каждому ребенку адекватных условий для развития навыков его связной речи. Но проблема осложняется тем, что при малом речевом опыте у старших дошкольников возникает много ошибок как в согласовании слов, так и в грамматическом оформлении развернутой фразы, отдельного внимания требует чистота связной речи ребенка.

 

Но маленьких детей мало увлекает работа над построением фразы, ее правильностью, работа со звуками. Поэтому необходимы методы, которые бы могли быть не только средством развития речи, но и вызывать интерес у самого ребенка. Одним из эффективных методов развития связной речи у детей является метод мнемотехники.

 

Мнемотехника – система специальных приемов, облегчающих запоминание связного текста, построенная на ассоциативном поле вокруг определенной фразы                [1, c. 19].

 

Актуальность применения мнемотехники обоснована тем, что она отвечает требованиям к работе со старшими дошкольниками: доступность, близость восприятию ребенка (природосообразность и учет специфики возраста) и наглядная форма подачи информации. Но, с другой стороны, опыт применения мнемотехники как метода развития связной речи воспитанников мало представлен в практике якутских сельских садов.

 

Вместе с тем, востребованность мнемотехники связана с тем, что её применение служит для облегчения запоминания любого языкового материала. Тем более, что на занятиях в детском саду в основном задействован только один вид детской памяти – вербальный. Мнемотехника же дает возможность задействовать для решения сложных речевых задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Поэтому она и служит эффективным средством развития связной речи ребенка [4, c. 129].

 

С другой стороны, в старшем дошкольном возрасте усложнение детской речи, во многом, обусловлено переходом от диалогической речи к различным формам монологической: дети овладевают разными типами связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Своеобразие же речевого развития детей данного возраста доказывает наличие особого языкового чутья, присущего ребенку. В этот период ребенку необходима зона речевого развития, без которой невозможен полноценный интеллектуальный рост. Мнемотехника помогает решению и этой задачи, благодаря введению схем – так называемых мнемотаблиц (условное изображение последовательности излагаемого события, или явления) [3, c. 27].

 

Наш опыт показал, что старшие дошкольники на основе мнемотаблиц легко усваивают алгоритмы связного устного высказывания. Ребенок с непосредственным интересом относится к таблицам, состоящим из картинок. Картинка для него – не просто рисунок, это прообраз того или иного явления или предмета, это – наглядная опора, удобная для построения его рассказа.

 

Подтвердить эффективность мнемотехники можно результатами диагностики.

 

Для изучения уровня развития связной речи была взята группа воспитанников старшего дошкольного возраста в количестве 20 детей: 10 детей – экспериментальная группа, 10 — контрольная. Для достижения данной цели была использована методика В.П. Глухова «Изучение уровня связной речи детей»                           [2, c. 155]. Её результаты позволили нам сделать следующие выводы:

 

— у 40% детей старшего дошкольного возраста отмечается низкий уровень связной речи: они не смогли передать логическую последовательность описываемых действий, свойств или событий, либо повторяли 1-2 предложения, либо называли одни и те же предметы и действия;

 

— словарный запас при этом у детей недостаточный (преобладание существительных и глаголов, мало наречий).

 

Результаты тестирования на констатирующем этапе отражены на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1

 

Результаты констатирующей диагностики (уровень развития связной речи)

 

             

 

          Цель формирующего эксперимента: повысить уровень развития связной речи каждого ребенка посредством мнемотехники.

 

Каждая лексическая тема нами начиналась с обучения слушанию-рассматриванию, с непосредственного эмоционального общения. Соответственно, вхождение ребенка в мир устной речи было направлено на первоначальное восприятие речи за счет: пословиц, скороговорок, песенок, сказок с одновременным рассматриванием иллюстраций книжек-малюток, составленных по произведению самими детьми с помощью родителей. Каждая такая книжка построена по принципу мнемотехники – следование идее и сюжету текста, последовательное изложение хода событий или действий. Именно поэтому каждая такая мнемотаблица была вдвойне интересна и ребенку, и его сверстникам. Она, с одной стороны, развивала речевые способности детей, а с другой – приносила им радость и удовольствие.

 

Мнемотехника позволяла во время занятий с необходимостью создавать такие ситуации, которые побуждали старших дошкольников к продуцированию речевых высказываний, развивая у них желание поделиться впечатлениями, рассказать о событиях. Методика применения различных приемов мнемотехники и сам их выбор претерпевали изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач развития связной речи, от степени подготовленности детей, от уровня их речевой активности, самостоятельности и т.п.

 

Мнемотаблицы особенно были эффективны при обучении на занятии составлению рассказа. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание дети придумывали изображение; постепенно весь рассказ зарисовывался схематически. После этого каждый ребенок, используя опору в виде графического изображения, воспроизводил рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей (индивидуальной) схемы.

 

В работе по готовой мнемотаблице план высказывания обеспечивается порядком картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа педагога дает детям необходимые речевые средства. Здесь помогают вопросы, помогающие установить последовательность событий, а также представить свой рассказ. В дальнейшем, предлагали детям решать определенные творческие задачи. Каждое задание и каждая тема отрабатывались до полного усвоения каждым ребенком.

 

Общий уровень связной речи детей на контрольном этапе — в диаграмме 2.

 

Диаграмма 2 

 

Показатели связной речи детей на контрольном этапе

 

 

По диаграмме 2 видна динамика качественных показателей речевых умений детей: составление фраз-высказываний по предметным картинкам, составление предложений к ситуационным картинкам, составление рассказа.

 

Таким образом, применение мнемотехники обеспечивает интересную для старшего дошкольника ситуацию говорения, которая близка и понятна ему. Этому способствуют средства мнемотехники – наглядность, схемы-рисунки, условные схемы. Это позволяет создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном.

 

Ссылки на источники

 

 

 

  1. Воробьева, В.К. Система занятий воспитателя по развитию речи детей в ДОУ / В.К. Воробьева. — М.: Просвещение, 2009. – 344 с.

  2. Глухов, В.П. Из опыта работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов. – М.: Речь, 2007. – 180с.

  3. Зернова, Л.П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей старшей группы / Л.П. Зернова. — СПб.: Дельта, 2013. – 312 с.

  4. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей шестого года жизни / Н.В. Елкина. — М.: Речь, 2011. — 16 с.

  5. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. — М.: Педагогика, 2010. –  237 с.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Наука, 2012. – 94 с.

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

     

 

  1. Воробьева, В.К. Система занятий воспитателя по развитию речи детей в ДОУ / В.К. Воробьева. — М.: Просвещение, 2009. – 344 с.

  2. Глухов, В.П. Из опыта работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов. – М.: Речь, 2007. – 180с.

  3. Зернова, Л.П. Использование малых фольклорных форм в обучении рассказыванию с элементами творчества детей старшей группы / Л.П. Зернова. — СПб.: Дельта, 2013.                              – 312 с.

  4. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей шестого года жизни / Н.В. Елкина. — М.: Речь, 2011. — 16 с.

  5. Ткаченко, Т.А. В 1 класс — без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. — СПб.: Дельта, 2015.                                — 129 с.

  6. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. — М.: Педагогика, 2010.                                  –  237 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Наука, 2012. – 94 с.

     

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×