Автор: Смирных Яна Альбертовна
Смирных Я.А.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №7»г.Тобольска
Многофункциональное пособие
«Волшебный чемоданчик»
В настоящее время, когда научно – технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
Проблема социально – личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структура личности закладываются в первые годы жизни, что в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Комфортная, безопасная, доступная предметно – пространственная развивающая среда является одной из важных составляющих успешной социализации ребёнка в современном мире. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы детского сада. Предметно – пространственная развивающая среда в дошкольном учреждении отвечает определённым требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребёнком темы недели, реализация своих возможностей, обеспечение непрерывной образовательной деятельности как совместной с воспитателем, так и самостоятельной, обеспечения образовательного общения.
В ходе такого образовательного общения, нами было создано многофункциональное пособие «Волшебный Чемоданчик». Такой чемоданчик может носить разные названия: «Чемоданчик безопасности», «Чемоданчик настроения», «Театральный чемоданчик», «Чемоданчик юного исследователя» и другие. Мы создали «Чемоданчик безопасности». Тема взята не случайно, поскольку сейчас вопрос о ПДД стоит очень остро. Он наполнен следующим: различные раскраски на тему правил дорожной безопасности, загадками, игра собери знаки, а также такими заданиями, как «Найди отличия», «Смастери», «Составь картинку», «Составь рассказ по картинке». Также детям предлагается решить различные ситуации с помощью их моделирования – маленькие фигурки людей, дорога, машинки, дома, деревья, светофор, также детям там предложены различные художественные средства, ножницы, пластилин и т.д.
Содержимое «Волшебного чемоданчика может меняться в зависимости от интересов детей, темы недели, событийности. Многофункциональное пособие «Волшебный чемоданчик» предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с многофункциональным пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:
· насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
· вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
· трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
· доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам .
В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи, и дополнится вспомогательный материал новыми играми, игрушками и развивающими элементами.
Мы считаем, такой приём взаимодействия с детьми очень эффективным и действенным, не требующим больших затрат, создающийся из подручных материалов.