Автор: Скрипник Оксана Николаевна
12.00
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;}
Взаимосвязь двигательной и речевой сферы в познавательных функциях.
Скрипник Оксана Николаевна
Воспитатель МБОУ прогимназии «Кристина», г. Томск
E-mail: ksusha_donya@mail.ru
Дошкольный возраст является сензитивным для развития основных психомоторных качеств и произвольности познавательных психических процессов, обслуживающих сложные межуровневые связи. Выявлены достаточно высокие корреляции между результатами тестов на готовность к школе у дошкольников с перцептивно-двигательными показателями.
Если у детей отсутствует познавательная активность, то двигательная сфера формируется недостаточно и, наоборот, при отсутствии условий для двигательного развития у детей не формируется познавательная активность и познавательные процессы. Отмечены и взаимно негативные влияния: низкому уровню интеллектуального развития соответствует низкий уровень психомоторного развития. Ещё в 1930-х гг. отмечено, что общая двигательная отсталость наблюдается тем чаще, чем ниже интеллект. Роль артикуляции (проговаривания), т.е. участия речедвигательного компонента в грамотном письме, была показана Л.Н. Назаровой. Управление вниманием связано с умением управлять мускулатурой.
Если существуют отклонения в развитии моторной сферы, то это создает определенные трудности в последующей учебной деятельности, особенно проявляясь в таких целенаправленных действиях, как рисование, письмо, ручной труд. Ученые установили, что недостатки двигательной сферы могут оказывать отрицательное влияние на познавательную сферу ребенка, его работоспособность; физическая активность может влиять на умственную деятельность и обучение дошкольников.
Сравнительный анализ уровня физической подготовленности с показателями познавательной активности Г.А. Каданцевой выявил, что дети, имеющие низкий уровень физической подготовленности, характеризовались низким уровнем познавательной активности. А при высоком уровне физической подготовленности ни одного случая с низким уровнем познавательной активности не выявлено. [1].
Важные научные положения, сформулированные А.В. Запорожцем, о том, что в процессе ориентирования человека в ситуации складывается не сама исполнительная часть моторного действия, а её образ, под контролем которого она затем и выполняется; во-вторых, ориентировка в ситуации имеет ряд своеобразных превращений и переходов, от развёрнутого и внешне наблюдаемого – до свёрнутого и скрытого её осуществления. Эти превращения А.В. Запорожец сопоставляет с этапами формирования умственных действий, которые были установлены П.Я. Гальпериным, и делает вывод, что они имеют общую психологическую природу. [2, с.329].
Опираясь на принцип системной организации, один из наиболее общих фундаментальных принципов умственного развития, можно сказать, что способность к обучению как проявление актуальных возможностей сложившихся когнитивных структур во многом зависит от ряда простых базовых психофизиологических и физиологических процессов и функций.
Психомоторное развитие (т.е. развитие психических процессов, в частности речи), протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, что нарушения психического развития, создают разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями. Поэтому моторика детей с нарушением речи характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т.е. координация.
Для того, чтобы урегулировать неправильные и лишние движения детей, установить равновесие в деятельности нервной системы, а также помочь детям говорить более выразительно и эмоционально, необходима систематическая работа по развитию моторных функций посредством движения, с помощью его различных форм и видов. Таким образом, развитие речи, играет важную роль в формировании и совершенствовании двигательной сферы детей.
Сложно координированные движения ребенка – это, прежде всего, произвольные движения, т.е. движения, которые имеют цель; за планируемые движения контролируются и оцениваются; параметры движения могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается совместной деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.
Развитие словаря у ребенка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С развитием представлений ребенка об окружающей действительности обусловлено формированием лексики в онтогенезе.
Таким образом, знание ранних этапов психомоторного развития детей, закономерностей развития психомоторных функций необходимы психологу, логопеду, дефектологу для оценки уровня развития ребенка, а в дальнейшем для своевременного выявления дисгармоничного развития, и определения детей «группы риска», для проведения диагностики отклонений. Это поможет организовать ряд коррекционных мероприятий и в разработке дифференцированных приемов воспитания.
Существуют определенные закономерности развития ребенка, несмотря на многообразие и особенности нормального психомоторного развития. В ходе общего развития к пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Однако в ряде случаев к началу старшего дошкольного возраста при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы.
Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, которые приводят к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает моторная недостаточность.
У детей с нарушением речи при наличии особенностей моторного развития, уделяют большое значение двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка. В такой ситуации убеждают родителей в необходимости углубленной диагностической и специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон двигательной сферы, таких как: тонкая моторика рук, общая моторика, артикуляционная и мимическая моторика.
Анализируя процесс формирования общей моторики, движений рук и развития речи, можно утверждать, что двигательная и речевая функции у детей с нормальным речевым развитием развиваются относительно равномерно по всем параметрам и достигают к подростковому возрасту довольно высокого уровня.
Список литературы
1. Каданцева Г. А. Методика активации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. /www.dissercat.com/.
2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 430 с.