Программы элективных курсов по химии для 9 классов

Автор: Должковая Светлана Александровна

В соответствии с концепцией профильного обучения после завершения основной ступени каждый ученик, желающий продолжать образование в школе, должен выбрать профиль обучения.

     Для того чтобы этот выбор был обоснованным, осознанным и перспетивным в плане подготовки к поступлению в вуз, учащимся предлагается пройти курсы, задачами которых является:
     - дать ученику возможность реализовать интерес к предмету;
    - уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
     - создать условия для подготовки ученика к экзаменам по выбору, то
есть по наиболее вероятным предметам будущего профилирования;
    - создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий, познакомить со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
     Особенностями курсов по выбору являются: 
 -  краткосрочность; 
 -  отсутствие отметок; 
 -  инициативность выбора курсов учеником; 
 - деятельностный подход.
Для реализации поставленной цели в основной школе помимо курсов
психолого-педагогического сопровождения можно выделить три типа элективных курсов:
     - предметно-ориентированные курсы, направленные на развитие познавательного интереса к предметам выбранного профиля, расширение и углубление знаний учащихся по профильной дисциплине (например, курсы «История открытия и познания веществ», «Соединения в квадратных скобках», «Химические элементы: прошлое, настоящее, будущее», «Решение задач химических олимпиад» и др.);
     - межпредметные (интегрированные) курсы, предназначенные для интеграции знаний смежных дисциплин как необходимого условия успешного обучения в старшей профильной школе (например, «Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия», «Моделирование химических объектов на компьютере», «Химия в сельском хозяйстве» и др.);
     - курсы прикладного характера, которые показывают связь данного
учебного предмета с жизнью (такие, как «Химия и пища», «Химия и здоровье», «Вещества и материалы в автомобилестроении», «Химики строят дом»  и т.д.).
     Минимальный объем, отведенный Министерством образования и науки РФ на предпрофильную подготовку в основной школе, составляет 102 ч. Взависимости от продолжительности элективных курсов, которая может варьироваться от 8 до 34 ч, учащиеся имеют право посетить в год до 10 различных курсов по выбору, но не менее двух обязательно.                                                                     
      Курсы по выбору должны дать ученику возможность проявить творческую и интеллектуальную инициативу, реализовать свои способности.
      Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и инновационными: коммуникативные, групповые, проектные, исследовательские.

Общие
требования к составлению программы
элективного курса

Программы
элективных курсов разрабатываются,
принимаются и реализуются образовательными
учреждениями самостоятельно.

Базовыми
требованиями к содержанию программ
элективных курсов являются следующие:

1)
ориентация на современные образовательные
технологии;

2)
соответствие учебной нагрузки учащихся
нормативам;

3)
соответствие принятым правилам оформления
программ;

4)
наличие пособия, содержащего необходимую
информацию;

5)
краткосрочность проведения курса (не
более 72 часов).

Правила
оформления программ

Программа
элективного курса должна включать
следующие структурные элементы:


титульный лист;


пояснительную
записку;


учебно-тематический
план;


содержание
изучаемого курса;


методические
рекомендации;


литературу.

Титульный
лист включает:


наименование образовательного учреждения;


сведения о том, где, когда и кем утверждена
программа;


название элективного курса;


класс, на который рассчитана программа;

-ФИО,
должность автора (авторов) программы;


название города, населенного пункта;

-год
разработки программы.

Пояснительная
записка
включает следующие компоненты:


аннотация, обоснование необходимости
введения данного курса в школе;


указание на место
и роль курса в профильном обучении
(важно показать, каково место курса
в соотношении как с общеобразовательными,
так и с базовыми профильными предметами:
какие межпредметные связи реализуются
при изучении элективных курсов, какие
общеучебные и профильные умения и навыки
при этом развиваются, каким образом
создаются условия для активизации
познавательного интереса учащихся,
профессионального самоопределения;


цель и задачи
элективного курса (цель курса – для
чего он изучается, какие потребности
субъектов образовательного процесса
удовлетворяет: учащихся, учителей,
школьного сообщества, общества; задача
курса – что необходимо для достижения
целей );


сроки реализации программы (продолжительность
обучения, этапы);


основные принципы отбора и структурирования
материала;


методы, формы обучения, режим занятий
(результат изучения элективного курса
– это ответ на вопрос: какие знания,
умения, навыки, необходимые для построения
индивидуальной образовательной программы
в школе и успешной профессиональной
карьеры по ее окончании, будут получены,
какие виды деятельности будут освоены,
какие ценности будут предложены для
усвоения);


предполагаемые результаты;


инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический
план включает:

перечень
разделов, тем; количество часов на
изучение каждой темы; вид занятий.

Содержание
изучаемого курса
включает
перечень тем и их реферативное описание

Методические
рекомендации
включают:

  • основные
    содержательные компоненты по каждому
    разделу или теме;

  • описание
    приемов и средств организации
    учебно-воспитательного процесса, форм
    проведения занятий;

  • дидактические
    материалы.

Литература
включает список литературы, а также
других видов учебно-методических
материалов и пособий, необходимых для
изучения курса как для учителя, так и
для учащихся.


×
×