Исследовательская и проектная деятельность как образовательная технология направленная на реализацию ФГОС среднего общего образования

Автор: Чубарова Надежда Вячеславовна

Исследовательская и проектная  деятельность как образовательная технология, направленная на реализацию ФГОС среднего  общего образования.

          Чубарова Надежда Вячеславовна, учитель истории и обществознания

 

Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирования грамотной и социально-мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Эти новые требования общества нашли своё отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, утверждённых Министерством Образования и науки РФ в 2012 году. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентный подход в образовательном пространстве, он нацеливает нас, педагогов, на использование новых современных образовательных технологий, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путём «вручения» ученикам соответствующих знаний. Современная школа нуждается в смешении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.  ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. Поэтому наиболее представительной в научно-методической литературе педагогической технологии современного открытого образования является исследовательская и проектная деятельность.

Цель: формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследовании в научной сфере. Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании –приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладываются на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны: невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая задача пригодна для реализации в школе.
Технология  исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, и является более высоким уровнем  развивающего обучения, средством  формирования самостоятельного мышления, компетенции.
Овладение самостоятельной  исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Два этапа — подготовительный и практический — реализуются в среднем звене обучения. В старшем звене обучения исследовательской деятельность проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложна функция исследовательской деятельности- управленческая, т.е. умение управлять исследовательской деятельностью.
Наиболее полное воплощение третьего уровня проявляется в  11-м классе. Ученики сами выбирают и формулируют тему проекта; определяют зоны исследования; планируют и вырабатывают рекомендации.

На ступени среднего  общего образования акцент переносится на формирование надлежащего уровня компетентности исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования).

Сегодня роли учителя разнообразны: это энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель, партнер. Учитель является и организатором учебно-исследовательской деятельности учащихся. Управлять исследовательской и проектной деятельностью можно, используя свои исследовательские навыки и опыт, постоянно повышая свою профессиональную компетенцию.

 Накопленный мной определённый опыт организации учебно-исследовательской деятельности среди учащихся основной школы продолжает своё развитие и в старших классах.

Для успешного осуществления исследовательской и проектной  деятельности, обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

-постановка проблемы и аргументировании её актуальности;

-формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла–сущности будущей деятельности;

-планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

-собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

-оформление результатов исследовательской деятельности как конечного продукта;

-представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического исследования.

Специфика исследовательской деятельности определяет многообразия форм её организации. Исследования как метод и как самостоятельная технология используется мной как на уроках, так и во внеклассной работе по истории и обществознанию.

Исследовательский метод используется на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания.

В 10 классе на повторно-обобщающем уроке в ходе дискуссии о месте и роли Петровских реформ в истории России, проанализировав все оценки личности и деятельности Петра I, учащиеся смогли выделить два противоположных подхода: апологетический и критический, который временами сходились, но потом расходились вновь.

Так, к уроку-исследованию «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?» одна группа учащихся изучила конституционные проекты декабристов, выделила либерально-буржуазные идеи, сравнила их, а также декабристские проекты и Конституцию РФ 1993г., выделив общее идеи и различия. Вторая группа по документам и исторической литературе проанализировала план восстания декабристов, составила возможные схемы их реализации, изучила роль князя С. Трубецкого и, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на документы и мемуары декабристов, свою версию. Третья группа проанализировала взгляды Пестеля и Рылеева о власти. Итогом урока стали эссе: «Сценарий развития России после возможной победы декабристов», «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?»

На уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского, Кавелина и дали свои оценки.

Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории и  обществознанию.  Темы для 10 класса: «Как бы развивалась Русь, не будь монгольского нашествия», «Иван Грозный реформатор или диктатор?», «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов», «Деятельность – единственный путь к знанию», «Социализация как часть формирования личности», «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни», «В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы».

 Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, факультативные и элективные занятия, которые сочетают в себе работу над учебными проектами,  коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проекты. Организация дискуссии на занятиях, внеклассной работы помогает учащимся не только глубже рассмотреть неоднозначные вопросы исторического развития, увидеть разные позиции и точки зрения, но и проявить свои способности, проводить исследования, выдвигать аргументы и находить контраргументы, вести цивилизованный обмен мнениями, слушать и слышать других.

Темы для дискуссий по истории России XXвека в 11 классе:

1. Крушения Романовской империи – это неизбежность или стечение обстоятельств?

2. Почему после февральской революции не сложилось буржуазно – демократическое государство?

3. Что дала февральская революция России, и чего она не дала?

4. Дети блокадного Ленинграда мученики или герои?

5. Каковы были перспективы развития СССР после смертиЛ.И. Брежнева?

6. Можно ли было избежать развала СССР?

7. Распад СССР – освобождение народов или потеря ими не зависимости?

Итогом стали исследовательские проекты учащихся, подготовленные совместно и апробированы на уроках: урок-презентация, урок-митинг, урок-устный журнал, урок- рассказ о детях блокадного Ленинграда, и т. п.

Современную историю можно назвать «историей живой доступности», т. к. в отличи от остальных эпох остаются живые современники происходивших событий и их активные участники. Это дает возможность для активности учащихся в исследовании «Истории семьи», «Судьбы человека», затрагивающие конкретные исторические периоды развития нашего государства.

Так, в рамках внеклассной работы по истории за предыдущий учебный год учащимися 10 -11 классов был собран материал об участниках и тружениках Великой Отечественной войны пос. Нижний Одес. Итогом этой работы стало создание «Книги памяти».Судьба Яборовой Анны Ивановны, прошедшей блокаду Ленинграда и участвующей в развитии экономики Коми края заинтересовала учащуюся 10 класса Закирова Карина. Проведя исследование жизнедеятельности Анны Ивановны Яборовой, вышли два проекта: «Дети блокадного Ленинграда» и «История одного поколения: XX – начало XXI века».(Приложение) Первая работа прошла презентацию во всех классах к 70-летию снятия блокада Ленинграда. Презентация второго проекта состоялась на уроке истории в 10 классе и  далее на школьной конференции «Эрудит» в апреле.

Самой обсуждаемой проблемой на внеклассных мероприятиях по обществознанию является тема: «Современная семья и положения в ней подростков».

К сожалению, сегодня семейные отношения и связи трудно назвать благополучными. Ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции представителей разных поколений значительно отличаются друг от друга. Информационное общество, с его резкими изменениями технологий и укладка жизни, усиливает традиционный конфликт отцов и детей. Исследование в этой области решила провести учащаяся 11 класса Чубарова Ольга. Ее заинтересовала проблема взаимоотношений подростков и родителей, а также влияние родителей на выбор профессии детей. Итогом исследования стал проект «Подросток и семья».  Защита этой работы состоялась на уроках обществознания в 10-11-х классах и далее на школьной конференции «Эрудит» в апреле 2018 года.

Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества; дает возможность использовать различные источники знаний; учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; обучает приемам публичного выступления; дает опыт литературной речи; позволяет активно использовать информационные технологии; создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения; способствует более ранней профилизации; развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.
Самое решающие звено в технологии исследовательской деятельности это учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить  вдохновение творчества, превратить образование в процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя

×
×